10:4724 октября 201310:47
210просмотров
10:4724 октября 2013
Россельхозбанк пытается через суд взыскать 450 млн рублей с крупного областного производителя меха "Северная пушнина". С 2011 года предприятие не платит по кредиту из–за ротации собственников и директоров.
Россельхозбанк
(РСХБ) в октябре обратился в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с иском к ООО "Северная пушнина". Банк требует вернуть 453 млн рублей: 268 млн рублей основной задолженности, 80 млн рублей — проценты за пользование кредитными средствами и около 105 млн рублей — пени и штраф за просрочку.
Согласно материалам иска, залогом по кредиту выступала недвижимость компании и сельскохозяйственные животные (как товар в обороте). Выручка компании за 2012 год составила 138,5 млн рублей. Активы достигают 1,6 млрдрублей, из них 1,2 млрд — основные средства, чистая прибыль за 2012 год — 12,4 млн рублей. Продукция поставляется на международные аукционы в Петербург и Хельсинки. Как заявляют в компании, РСХБ является единственным кредитором предприятия, долгов перед другими банками нет.
Долговая история
"Банк, видимо, таким образом намерен по–новому выстроить отношения с компанией, — говорит один из топ–менеджеров ООО "Северная пушнина". — Мы кредитуемся с 2008 года, брали несколько кредитов. Но с 2011 года компания вышла на просрочку".
Причиной невозврата кредита в компании называют подорожание кормов для животных. Там не исключают, что в ходе судебного разбирательства удастся прийти к мировому соглашению. "Мы пытались договориться в досудебном порядке, но ни к чему не пришли, — заявил глава филиала РСХБ по Петербургу и Ленобласти Юрий Новиков. — Мы ожидали погашения просрочки по кредитам 2,5 года. Это достаточный срок, чтобы разобраться в проблемах".
Череда замен
Стабилизировать финансовые потоки мешает частая смена руководства и собственников "Северной пушнины". Так, компанией руководит уже третий директор. По данным СПАРК, до 2008 года предприятие принадлежало структурам банка "Зенит", затем ООО "Объединенный свет", в 2011 году собственником стал Андрей Мезгирев, а в 2012 году 51% акций выкупил Александр Репин.
В истории взаимоотношений РСХБ с заемщиком кроме нынешнего иска есть и уголовное дело. В 2011 году на "Северной пушнине" проходили обыски по делу о кредитном мошенничестве на 50 млн рублей. Как писал "ДП" осенью 2011 года, Елену Репину, которая на тот момент являлась первым заместителем председателя комитета по агрокомплексу Ленобласти, а в 2002 – 2010 годах руководила филиалом РСХБ в Петербурге, подозревали в выдаче заведомо невозвратного кредита "Северной пушнине", совладельцем которой называли ее супруга. Однако на тот момент юридической связи между предприятием и Александром Репинымне было. По информации dp.ru, Александр Репин до сих пор находится под следствием по этому делу.
Смутные перспективы
Объем производства продукции звероводства в России в 2012 году — примерно 1,9 млн шкурок, в Ленобласти было произведено менее 10% — 122 тыс. шкурок.
Компания "Северная пушнина" работает с 1997 года, включает в себя семь звероводческих хозяйств, пять из которых находятся в Ленобласти и по одному в Тверской и Псковской областях. Объем производства — около 70 тыс. шкурок в год. Звероводством также занимаются племенной репродуктор ООО "Север" в Выборгском районе и компания "Лужские меха".
При этом участники рынка оценивают годовую потребность российского внутреннего рынка в шкурках пушных зверей не менее чем в 6 млн шкурок.
"На практике банк всегда будет стараться реструктурировать долг, если компания не совсем безнадежна, иначе кредитор будет терять время и свои доходы, пока идет судебное разбирательство, — говорит партнер Allen & Overy Игорь Горчаков. — В любой момент до вступления решения суда об обращении взыскания участники иска могут заключить мировое соглашение".
Другой вопрос, по словам Игоря Горчакова, в том, что у компании на самом деле с активами, может ли она обслуживать долг и как история прошлых лет наложилась на отношения банка со своим заемщиком.
“
Мы работаем с определенным перечнем компаний, так сложилось, что с "Северной пушниной" не сотрудничаем. Но знаю, что те хозяйства, с которыми работаем, а работаем мы не разово, — это долгосрочные отношения, увеличивают поголовье. На сегодняшний день цена на меховое сырье — максимальная за последние, наверное, 30 лет. При этом в России сейчас дефицит данного сырья, ведь российские зверохозяйства можно по пальцам пересчитать. Даже если производители пушнины будут подходить к производству как положено, с большими расходами на корм, селекцию и прочее, то все равно у них все сейчас, что называется, в шоколаде. Мех на рынке идет нарасхват.
Сергей Иванкин
руководитель меховой фабрики "Рот–Фронт–на–Смоленке"