Газ — тормоз

Эксперты оценивают рынок газовых АЗС как интересный, но считают, что условий для его развития не создается, несмотря на выходящие правительственные постановления.

Участники рынка говорят о его перспективности, но при этом сразу же отмечают ряд сдерживающих рост факторов. "В Петербурге более или менее сформировался рынок АГЗС, использующих пропан / бутан в качестве топлива, но практически отсутствует рынок заправки метаном. Во–первых, в городе всего одна газпромовская станция, предлагающая метан. Во–вторых, заправлять метаном по большому счету некого", — говорит Игорь Щупаков, генеральный директор компании — поставщика товаров и услуг для работы со сжиженным углеводородным газом "Митекс".
При этом правительственные инициативы текущего года связаны именно с метаном в качестве моторного топлива. В частности, в начале июня было подписано постановление правительства, расширяющее перечень услуг, которые автозаправки должны оказывать клиентам. Согласно ему, станции обязаны продавать не только бензин и дизельное топливо, но и газ. Губернатор Петербурга в свою очередь распорядился при строительстве новых заправочных станций оснащать их оборудованием для продажи газомоторного топлива — главным образом по причине планируемого оснащения газовым оборудованием коммунальной техники и общественного транспорта. Поскольку речь идет прежде всего о метане, соответствующая инфраструктура попросту отсутствует. Кроме того, строительство метановых АГЗС из–за его дороговизны доступно очень немногим игрокам топливного рынка. А поставки метана осуществляет лишь "Газпром". "Так что если рынок и сформируется, это будет монополия", — отмечают эксперты.

Педаль тормоза

Сегмент АГЗС, предлагающих пропан / бутан, гораздо более развит, но и в нем существуют определенные сложности, в частности перебои с поставками газа. Основной поставщик топлива — Киришский нефтеперерабатывающий завод, но в условиях рыночной экономики потребности внутреннего рынка отходят на второй план при возможности импорта газа по более высоким расценкам. "Серьезные перебои с газом были в сентябре — соответственно, цена побила все исторические рекорды и до сих пор сохраняется на уровне 19 – 19.50 рублей за литр. При том, что еще летом литр газомоторного топлива стоил 16 рублей / л", — говорит Константин Самоховец, генеральный директор компании "Экогазсервис". Не менее серьезные перебои с газовым топливом были в 2010 – 2011 годах, на АГЗС попросту вывешивались объявления с кратким "Газа нет!".
Логично, что подобные ситуации не способствуют желанию перевода транспорта на газовое оборудование, так что взрывного роста клиентов, желающих перейти на более экономичное и экологичное топливо, не наблюдается. При этом плавный переход все же осуществляется, прежде всего коммерческого транспорта. Установка спецоборудования стоит около 20 – 25 тыс. рублей, а окупаются затраты в период от 2 месяцев до года — в зависимости от пробега машины.
"Можно отметить изменения в структуре сегмента частных автомобилей, использующих газовое топливо: все больше клиентами наших АЗС становятся владельцы дорогих автомобилей", — говорит Татьяна Андриалович, менеджер по корпоративным коммуникациям сети автозаправочных станций "Статойл". По ее словам, к основным факторам, сдерживающим перевод автомобилей на газовое топливо, можно отнести стереотип о его опасности, а также неготовность потерять гарантию производителя. "В случае установки газовой системы автомобиль зачастую снимается с гарантии, поэтому переоборудование на газ проводится в основном спустя 3 года, когда гарантия истекает", — поясняет она.

Недогазификация

Всего в Петербурге и Ленобласти на сегодня насчитывается более 30 АЗГС. Один из крупнейших игроков — компания "Экогазсервис", владевшая сетью из 15 АГЗС под брендом IP, распродала большую их часть и в данный момент владеет лишь двумя — в Киришах и Выборге. "Мы решили уйти с розничного рынка, к тому же предложения о покупке были довольно заманчивыми — в частности, от "Статойла", который приобрел у нас 6 АГЗС, став полноправным участником данного сегмента. В настоящее время мы занимаемся оптовой торговлей сжиженным газом", — рассказал Константин Самоховец. Другие крупные участники этого рынка — "Газпром", "Митекс" и ЗАО "Северное".
По подсчетам экспертов, стоимость создания газовой АЗС составляет 25 – 30 млн рублей, оборудовать ее соответствующими системами стоит на 30 – 50% дороже, чем традиционную АЗС. "Оборудование для метана очень дорогое, так что процесс окупаемости будет длительным, да и спрос пока отсутствует. Если же говорить о пропане / бутане, то спрос волнообразный — количество компаний, предлагающих заправку газом, все же ограничено, прибавьте регулярные перебои с поставками", — описывает ситуацию Игорь Щупаков. Он убежден, что все зависит от политики государства. "В Италии и Голландии рынок АГЗС наиболее развит, а государство выступает с различными инициативами, которые стимулируют перевод авто на газовое топливо — от выдачи кредитов на переоборудование до снижения транспортного налога", — рассказывает он.
В Великобритании, например, около 75% автозаправочных станций предлагают заправку газом, во Франции — 98%. Более того, в Европе выпускается все больше автомобилей, изначально оборудованных газовыми системами. В России все иначе. Отечественные эксперты и участники рынка не берутся делать никаких прогнозов, ограничиваясь комментарием: "Рынок интересный, но условий для его развития не создается".