"Деловой Петербург". Таможенный союз

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Бывшие таможенники спешат приватизировать активы ФГУП "Ростэк", которому со следующего года запретят заниматься таможенным оформлением и предоставлять складские услуги.

Крупнейший таможенный брокер России ФГУП "Ростэк" — дочерняя структура Федеральной таможенной службы, возглавляемой Андреем Бельяниновым, — со следующего года лишится права проводить таможенное оформление грузов и заниматься складской деятельностью. Соответствующие поправки к Закону о таможенном регулировании должны были заработать уже в 2013 году, но задержались в Госдуме. В августе состоялось их первое чтение, и теперь, по мнению экспертов, до конца этого года нормативный акт, скорее всего, будет принят.
В пресс–службе "Ростэка" пояснили, что поправки могут вступить в силу с 2014 года, сейчас идет оценка активов госкомпании, которые будут выставлены на торги. Но, как выяснил dp.ru, часть активов, а точнее складов временного хранения (СВХ) в Петербурге и Ленобласти уже перешли от структур "Ростэка" под контроль частных компаний, аффилированных с бывшим руководителем ФГУП Александром Повстяным.

Таможенно–частное партнерство

ФГУП "Ростэк", созданное ФТС в 1992 году, помимо таможенной очистки грузов предоставляет участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) услуги складов временного хранения (СВХ), предназначенных для товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. На таких складах есть таможенный пункт и возможность провести таможенную очистку грузов.
ФГУП через несколько десятков своих дочерних обществ контролировало большинство СВХ в стране. В "Ростэке" пояснили, что в свое время было принято решение о привлечении частного капитала в создание таможенной инфраструктуры. В рамках этого своеобразного ГЧП бизнесмены строили склады, а "Ростэк" обеспечивал им поток арендаторов. Чтобы организовать на складе таможенный пост, в уставный капитал частной компании — владельца склада входило дочернее общество "Ростэка" и фактически контролировало деятельность СВХ.
Но с конца 2012 года, как только перед ФГУП замаячила перспектива потери особых полномочий, складские территории начали переходить под контроль юрлиц, аффилированных с бывшими сотрудниками "Ростэка". В частности, несколько петербургских участников ВЭД сообщили dp.ru, что вместо "Ростэк–Северо–Запад" с начала 2013 года договоры на услуги СВХ заключает ООО "Тамарикс" — оно, согласно реестру СВХ на сайте ФТС, контролирует четыре таможенных склада в Петербурге и Ленобласти, на долю которых приходится примерно 25–30% рынка услуг СВХ Петербурга и области. Всего, по словам участников ВЭД, в регионе активно используются 15 СВХ (восемь из них в Петербурге). Общая емкость рынка таможенно–складских услуг двух регионов оценивается экспертами примерно в 7 млрд рублей в год.
"Тамарикс", согласно СПАРК, учреждена в 2012 году и принадлежит ООО "ЛогистикаСервис", совладельцем и руководителем которой является бывший глава ФГУП "Ростэк" — Александр Повстяный. С ним также аффилированы еще две компании, зарегистрированные в Петербурге и Ленобласти: ООО "Тамарикс Лоджистикс" и выборгское ООО "Терминал Лоджистикс". На последнее, учрежденное в апреле 2013 года, по словам участников рынка, в ближайшее время может быть переоформлен выборгский СВХ, который пока еще, согласно СПАРК, контролирует "дочка" "Ростэка" — ЗАО "Ростэк–Выборг". Связаться с руководством этой компании не удалось. Также, согласно СПАРК, другая "дочка" "Ростэка" — ЗАО "Ростэк–Северо–Запад" сократило за последний год с 50 до 10% долю в ООО "Ростэк–Нева", контролирующем таможенный склад в Металлострое.

Скандал, отставка

В "Ростэке" заявили, что переоформление активов происходит на законных основаниях, но не объяснили как. Александр Повстяный, которому dp.ru отправил запрос, в среду не предоставил своего комментария. Однако известно, что этот процесс ускорился после того, как руководство ФТС решило отправить Александра Повстяного в отставку. По стечению обстоятельств этому предшествовал коррупционный скандал вокруг советника главы ФГУП — Александра Романова: следователи заподозрили его в получении средств за ускорение таможенного оформления товаров, полученные деньги, якобы, тратились на приобретение недвижимости за границей и акций компаний.
Впрочем, в неофициальных беседах участники рынка говорят, что отставка Александра Повстяного с места главы ФГУП произошла бы в любом случае: ожидалось, что новый закон вступит в силу с 14 сентября этого года и имущество "Ростэка" будет выставлено на торги. Повстяному предстояло организовать этот процесс.

Добро без таможни

В Петербурге, куда стекается значительная часть российского импорта, передел рынка услуг СВХ происходит не первый раз. Предыдущая битва за рынок совпала с приходом Александра Повстяного на пост главы "Ростэка" в 2007 году.
Тогда, например, некоторые склады, принадлежащие частным компаниям, из–за решения руководства ФТС о переносе таможенного оформления ближе к границе лишились таможенных постов, а следовательно, и возможности проводить таможенную очистку грузов. Импортеры потеряли интерес к таким СВХ, их обороты резко снизились, и некоторые в итоге были выставлены на продажу.
Так, в конце 2010 года Владимир Пятаков, один из совладельцев корпорации "Стерх", продал свою долю во вновь построенном транспортно–логистическом терминале ООО "Осиновая роща" на пересечении КАД и Выборгского шоссе. Сделке предшествовало закрытие таможенных постов. Позже таможенники вернулись в Осиновую Рощу. Сейчас на площадях логистического комплекса услуги СВХ и таможенного оформления предлагает ООО "Парголовский ТЛК". "Мы никак не связаны с "Ростэком", комплекс принадлежит Андрею Федорову", — заявили в компании.
В похожей ситуации несколькими месяцами позже оказался крупный петербургский международный перевозчик — ОАО "Совавто–С.Петербург", построившее СВХ "Южный" в развивающейся промзоне Шушары. В декабре 2010 года таможенники увели арендаторов с "Южного" на открывшийся по соседству новый таможенно–логистический терминал, принадлежащий ЗАО "Ростэк–Северо–Запад".
Никакими законными способами, даже с помощью весьма влиятельной в те времена городской администрации, предпринимателям не удалось вернуть таможню на свой склад.
У нас дело было так. В 8 утра мы получили приказ, что СВХ переезжает на новую площадку. Хотя по договору мы должны были получить от таможни предупреждение за 2 месяца. Пост переехал за 2 часа, оставив 700 машин без оформления. На обращение экс–губернатора Валентины Матвиенко господин Бельянинов ответил, что пост переехал в лучше оснащенный терминал. Все это вранье! В то время там было болото, водители поддоны на землю стелили, чтобы из машины выйти. ФТС оставила нас в реестре СВХ, но что от этого толку, если у нас нет таможенного пункта, — мы потеряли все контракты.
Вячеслав Лазарян
гендиректор ОАО "Совавто–Санкт–Петербург"
Фактически в результате реформы 2008–2010 годов, когда реализовывалась так называемая концепция переноса таможенного оформления на границу, ничего не изменилось: все СВХ как были, так и остались в городе. Но при этом складской бизнес был перераспределен в пользу "Ростэка". А теперь, накануне запрета "Ростэку" заниматься таможенным оформлением и предоставлять складские услуги, действующие и бывшие сотрудники предприятия создают компании, которые продолжают контролировать СВХ, таким образом ФТС сохраняет связь с прибыльным околотаможенным бизнесом.
Руслан Кисс
директор ЗАО "Русский Логистический Провайдер"