Надежда Федорова, Артем Члегов, Наталья Ковтун, Все статьи автора
20 февраля 2014, 10:01 2076

"Деловой Петербург". В плену у господряда

Смольный, Световой зал.Заседание Президиума Коллегии Минрегиона России под председательством главы ведомства И.Н. Слюняева.
Фото: Яндолин Роман

Госзаказ больше не является защитой от неплатежей в строительном секторе. Госзаказчики увеличивают срок приема выполненных работ, откладывая платежи. Нередкими стали и сбои в выплатах. В выигрыше пока остаются банки, к которым подрядчики приходят за кредитами

Петербургский бюджет стоит на пороге невыполнения своих обязательств, признали вчера чиновники на заседании городского правительства. Опрошенные dp.ru подрядчики городской казны подтверждают — на рынке госзаказа назрел кризис. С одной стороны, он связан с отсрочками платежей за поставленную продукцию и услуги (задержки в выплатах составляют 1 – 2 месяца). С другой стороны, городские власти ради экономии не проводят новые крупные тендеры.

От труб до бетона

Наиболее крупные и финансово емкие сферы госзаказа в Петербурге — это традиционно строительство дорог, инфраструктуры, метрополитена и социальных объектов. Проблемы начали испытывать подрядчики во всех этих сферах. "Бюджетные стройки, как в дорожной, так и в жилищной отрасли, финансируются плохо. Дорожники говорят, что в прошлом году транши по госзаказам начались в июне, а в этом их не было и в конце августа. Активно строят только КАД. Но и по ней есть задержки в платежах", — говорит Андрей Мукосеев из ЗАО "Экопром".

"Госзаказ всегда был областью гарантированной оплаты. Но сейчас задержка в выплате по госконтрактам действительно появилась. Это началось во второй половине года, для нас сегодня задержки составляют примерно месяц", — отмечает Виктор Евдокимов, председатель совета директоров компании "СМУ–53", занятой в строительстве инженерной инфраструктуры. Он связывает негативную ситуацию с перестановками в администрации Петербурга и отсутствием преемственности. "А учитывая то, что новые тендеры вообще не проводятся, можно уже говорить о кризисной ситуации", — заключает Евдокимов. Он надеется, что до конца года ситуация вернется на нормальные рельсы.

О неплатежах на рынке бетона рассказали почти все опрошенные компании. "Сначала мы связывали происходящее с кризисом на Кипре и замораживанием части денег инвесторов. Надеялись на приток инвестиций в высокий сезон, но этого не произошло. Хуже того, неплательщиками стали даже многие хорошие клиенты", — говорит гендиректор ГК "МастерСтрой" Ян Даровский. "Оборачиваемость средств в отрасли увеличилась на 1,5 месяца по сравнению с прошлым годом. Потребители просят большие отсрочки", — делится наблюдениями гендиректор компании "Ленстройдеталь" Андрей Сабылин. Одна из причин, на которую указывают бетонщики, — низкие продажи жилья в городе. Dp.ru писал, что на строительном рынке наблюдается кризис перепроизводства квартир, что привело к снижению спроса на новостройки на 23,5%. Кроме того, на ситуацию влияет низкое исполнение бюджета. Строительный комитет пока исполнил годовое задание лишь на 22,4%.

Гендиректор компании "ПрофБетон" Олег Семененко рассказал, что все чаще сталкивается с ситуацией, когда заказчики даже и не скрывают, что не хотят погашать долги. "Приходится идти в арбитраж. В общей сложности у нас 11 таких дел в активной стадии", — добавляет он. "Нам, например, поставщики предъявили 20 исков, а сами мы готовим 35 исков к потребителям. Среди них есть крупные фирмы", — сообщили в компании "Экопром". Судебный опыт появился у многих игроков рынка, но получить заработанные деньги удается не всем. Многие контрагенты из числа строительных компаний средней руки уже обанкротились. "Рынок бетона ждет чистка. Самая мощная со времен последнего кризиса", — заявил один из собеседников dp.ru, не пожелавший себя назвать.

Медленный прием

Однако не все господрядчики заметили задержки платежей. В пресс–службе ОАО "Метрострой" рассказали, что все работы по госзаказам выполняются и сдаются согласно графику, в соответствии с которым осуществляются и платежи за уже выполненные объемы. Об этом сообщили и в компании "Интарсия". Дмитрий Куракин, заместитель генерального директора по экономике СМУ–303, говорит, что формально не происходит задержек платежей, но увеличился срок подписания актов о приемке выполненных работ, теперь он может занимать от одного до нескольких месяцев в зависимости от госзаказчика. "Приемка работ действительно ужесточилась и занимает больше времени, но это происходит потому, что идет более детальная проработка рабочей документации. Не вижу в этом серьезных проблем, это просто позиция нынешнего руководства города", — полагает Антон Новиков, генеральный директор ОАО "Мостострой № 6", отмечая, что важнее то, что не проводятся новые торги на объекты транспортной инфраструктуры.

"Зачастую подрядчикам приходится вести работы за собственный счет в ожидании бюджетных денег", — говорит Андрей Вересов из "Нового Петербурга". Подрядчики отмечают, что для того, чтобы не нарушать сроки работ по госконтрактам и сроки оплаты услуг субподрядчиков, они привлекают кредитные средства, постоянно находясь в поиске более выгодных банковских программ финансирования под залог выручки по госконтракту.

Банки, специализирующиеся на кредитовании исполнителей госзаказа, подтверждают бурный рост этого бизнеса. Как рассказал "ДП" Алексей Мельников, заместитель председателя Северо–Западного банка Сбербанка России (СЗ Сбербанк), рост кредитного портфеля по кредитам, выданным СЗ Сбербанком на финансирование гособоронзаказа в 2013 году, уже составил 36%. Объем этого портфеля на сегодня — 47 млрд рублей.

Директор петербургского филиала Банка Москвы Александр Волков отметил, что по Петербургу рост кредитного портфеля для исполнителей госзаказа составил 75% за 8 месяцев 2013 года. В целом в филиале объем кредитов, выданных предприятиям, вырос в текущем году примерно в 1,5 раза и превысил 8,5 млрдрублей. Рост произошел в основном за счет исполнителей госзаказа.

Александр Волков утверждает, что благодаря качественной оценке риска сотрудниками филиала просрочек по данному виду кредитования не было. Алексей Мельников также упоминает о том, что увеличения объема просроченной задолженности в рамках гособоронзаказа не происходит.

Власти экономят

Очевидно, что задержки платежей связаны с общим ухудшением экономики региона. Как сообщил на вчерашнем заседании правительства Петербурга глава комитета по экономической политике и стратегическому планированию Анатолий Котов, индекс промышленного производства в Петербурге за первое полугодие 2013 года снизился на 0,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В городе сократилось производство многих категорий товаров: от трубопроводной арматуры (в 5,9 раза) до виноградного вина (в 1,8 раза). Уменьшился на 13,8% объем инвестиций предприятий в основной капитал.

"Мы стоим на пороге невыполнения своих обязательств", — полагает, прослушав доклад, главный федеральный инспектор в Петербурге Виктор Миненко. Он добавил, что комитет должен разработать конкретный план по выходу из сложившейся ситуации. Впрочем, по мнению губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, денег на выполнение обязательств в бюджете достаточно, нужно только усилить контроль за их расходованием. "Нужно жить по средствам, — уверен он. — Денег достаточно, чтобы обеспечить в полном объеме все социальные обязательства города. Важно, чтобы каждая копейка и каждый рубль шли туда, куда нужно. У кого нет желания идти этим путем, а есть желание вернуться во времена, когда денег было много и их можно было тратить не жалея, тому с нами не по пути".

Экономика Петербурга тесно связана с экономикой России и мировой экономикой, пояснил Анатолий Котов. Отголоски кризиса сказываются и на объектах, финансируемых из средств федерального бюджета. Так, есть сложности в финансировании реконструкции Михайловской дачи в Стрельне под Высшую школу менеджмента, строительства биатлонной трассы в Токсово и генподряда для нужд Минобороны.

Это системная проблема. Происходит сужение рынка госзаказа, его объем значительно уменьшился, и к подрядчику стали предъявляется гораздо более суровые требования. Назрела кризисная ситуация. Государство ищет пути сокращения бюджетных статей, направленных на инвестиции в инфраструктуру, за счет финансирования другими путями, например по схеме ГЧП. Таким образом на частные компании перекладывается финансовое бремя, к тому же такая схема позволяет растянуть финансирование на более длительный срок. Мы работаем в инфраструктурном строительстве, нам выгоднее иметь дело с крупными заказами — на мелких велики издержки на перебазирование оборудования. Но в свете того, что объемы государственного рынка снижаются, мы распределяем наши риски. Ведется работа по привлечению коммерческих заказчиков, девелоперов, рассматриваются возможности входа в схему ГЧП.
Дмитрий Кудрин
заместитель генерального директора экономике ЗАО "СМУ–303"
Сомневаюсь, что Смольный не платит кому–либо из–за сложной экономической ситуации. Исполнение расходной части бюджета этого года до сих пор не достигло 50%, а значит, серьезные средства могут перейти на следующий год. В неплатежах же, скорее всего, виноваты или сами подрядчики, которые, например, не выполняют график работ, или нерасторопность конкретных чиновников. Если правительство надумает сокращать расходы, скорее всего, пострадает бюджет развития, например, власти отложат недостаточно проработанные строительные проекты или приобретение транспорта.
Александр Ходайчик
директор Высшей школы экономики в Петербурге
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама