"Деловой Петербург". Автошкола для страны

Автор фото: Беликов Валентин

Артем Догаев заинтересовался управлением автомобиля в 7 лет. Теперь ему 32 года, он — владелец ГК "Светофор", занимающейся подготовкой водителей всех категорий в Петербурге и Ленобласти. В планах Артема — создание федеральной сети автошкол и первичное размещение на бирже.

Идея создания бизнеса принадлежит отцу Артема, Виктору Догаеву, который открыл одну из первых частных автошкол в Петербурге в 1989 году. В 2010 году Артем взял бразды правления в свои руки, зарегистрировал бренд "Светофор" и открыл несколько филиалов в Петербурге и Ленобласти, а также в других городах России. Тогда же появилась фишка автошколы — собственные научные разработки в области теоретической дистанционной подготовки водителей. Инновационные разработки применяются в рамках школы "Светофор", но параллельно оформляются в самостоятельный проект pdd.tv. Эта кроссплатформенная мультибраузерная система дистанционного обучения сейчас борется за статус резидента "Сколково".

В каждый регион по "Светофору"

Стартовый капитал в 2010 году составил около 5 млн рублей, деньги пошли на закупку учебных автомобилей, наглядные пособия и аренду новых помещений. Сейчас в компании вместе с франчайзи около 30 филиалов автошколы "Светофор", 20 из них находятся в Петербурге. Оборот компании в 2012 году составил 120 млн рублей. В парке компаний вместе с партнерскими филиалами насчитывается 150 автомобилей, в штате работают около 200 педагогов.
По словам учредителя, в филиалах школы обучается 5–6 тыс. человек в год, с 2010 года обучение прошли несколько десятков тысяч человек. "Бизнес–модель апробирована, сейчас мы ведем переговоры с инвесторами для того, чтобы тиражировать филиалы по городам–миллионникам России, речь идет о $2 млн", — рассказывает Артем. Его задача — создать федеральную сеть автошкол под брендом "Светофор" и собрать их в холдинг, учредив головную управляющую компанию.
Объем рынка автошкол в Петербурге оценивается в 960 млн рублей в год, речь идет только о категории B — обучении вождению легковых автомобилей. Рынок, по словам специалистов, с 2008 года стабильно растет на 15%, правда, сейчас несколько снизилось количество клиентов автошкол — результаты демографической ямы. "Крупных игроков немного, в основном в Петербурге работают небольшие компании, у которых два, максимум пять филиалов", — говорит предприниматель. Ближайшими конкурентами "Светофора", по мнению Артема, можно назвать систему автошкол "Смольный".

Очень закрытый рынок

Бизнес носит сезонный характер: в мае, июне и июле, по словам Артема, автошкола теряет до 30% прибыли, подъем наблюдается в августе–сентябре и в феврале. "Преодолеть порог входа на рынок достаточно сложно, проще купить франшизу — клиенты смотрят на имя компании, отзывы и мнения, — рассказывает Артем. — Кроме того, нужно пройти ряд серьезных согласований, которые занимают около 6 месяцев".
Чтобы открыть свою школу, нужно согласовать с ГИБДД материально–техническую базу, получить все лицензии, связанные со спецификой учебного процесса, оборудовать учебную площадку для практических занятий, подобрать педагогический персонал и так далее.
"Конкуренция на рынке повышается с каждым годом. Многие автошколы наконец–то поняли, что нужно самим готовить инструкторов, стали относиться к этому более серьезно, поэтому начало серьезно расти качество обучения", — говорит генеральный директор автошколы "Вираж" Дмитрий Некрасов.
Зайти на рынок, говорит специалист, очень сложно, учитывая, что в Петербурге есть множество автошкол, которые работают по 20 лет и больше. "Насколько я знаю, всего в городе функционирует около 150 школ, — рассказывает Дмитрий Некрасов. — Но школ, которые влияют на ценообразование в этом сегменте, не больше 10".