Медицинское ГЧП

Автор фото: Сергей Коньков

Инженерное бюро "Хоссер" по заказу Смольного разработает техзадание для тендера на строительство и эксплуатацию нового корпуса городской больницы № 40 в Сестрорецке. Город планирует построить его за 4-5 млрд рублей с участием частных инвесторов.

Сумма контракта, подписанного Смольным и "Хоссер", составляет 19,5 млн рублей. Срок его исполнения – до конца текущего года. Компания получила этот контракт по конкурсу, итоги которого подвели 2 августа. "У нас опыт проектирования и строительства объектов здравоохранения на территории РФ более 20 лет", — говорит генеральный директор ООО "Инженерное бюро "Хоссер" Сергей Фурманчук.
Объем работ по техническому консалтингу, которые выполнит "Хоссер", включает в себя создание идеологии проекта, его инфраструктуры, подсчет стоимости работ, а также выбор технологий строительства и оснащения больницы оборудованием. Этой же компании предстоит организовать сам конкурс по выбору партнера для строительства больничного корпуса. Конкурс, по предварительным данным, пройдет летом 2014 года.
Победитель построит объект на участке 2,1 га по адресу ул. Борисова, 9. "Площадь здания, по предварительным расчетам, составит 28 тыс. м2. А стоимость работ — 4-5 млрд рублей. Но окончательно смета еще не проработана", — говорит Сергей Фурманчук. Инвестор, по его словам, возведет объект на свои средства, а город компенсирует ему затраты в рассрочку – в течение нескольких лет (период возврата – пока предмет дискуссий).  
Сама стройка займет 36 месяцев с момента подписания контракта. После ее завершения инвестор получит новый корпус в управление предположительно на 15 лет и сможет его эксплуатировать, возвращая вложенные деньги. Во время строительства больница будет работать в штатном режиме.
Глава комитета по инвестициям Смольного Ирина Бабюк заявила "ДП", что привлечение частных денег в социальную сферу – одно из приоритетных направлений работы комитета. "Мы намерены привлекать как можно больше средств инвесторов в реконструкцию и строительство школ, детских садов, объектов здравоохранения. Это повысит их качество, а также снизит единовременную нагрузку на городской бюджет. Наша стратегическая задача – перевести эту работу в систему", - говорит она.
По словам Ирины Бабюк, городская больница № 40 - один из пилотных проектов ГЧП в социальной сфере в Петербурге. "И есть все основания полагать, что он будет успешным", - уверена она. Ирина Бабюк добавила, что отдел комитета по ГЧП в социальный сфере ведет несколько подобных проектов. В их числе, перинатальный центр на базе Роддома №17, сеть медицинских учреждений, оказывающих первую медицинскую помощь, в жилом районе «Славянка», а также школы и детские сады в Пушкинском районе. Кроме того, комитет подготовил раздел, посвященный ГЧП в медицинской сфере, который будет включен в Программу развития здравоохранения в Петербурге до 2020 года.
До сих пор социальную медицинскую инфраструктуру в городе строили исключительно на бюджетные деньги. Причин несколько. Первая – финансовая.  "ГЧП работает там, где есть понятный источник дохода, за счет которого будут возвращаться затраты частного инвестора. Найти такой источник — самая сложная задача. Применительно к медицинским объектам им может быть либо бюджет (платежи из фонда ОМС), либо платежи от пациентов (но если все услуги платные, это не нужно государству, так как утрачивается социальная составляющая). Система ОМС лишь недавно позволила участвовать в ней частным клиникам и можно ожидать, что количество проектов ГЧП в медицине увеличится", — говорит партнер юридической фирмы "Качкин и партнеры" Дмитрий Некрестьянов.
«Медицина исторически была сферой исключительно государственных услуг и, соответственно, во многих регионах  еще отсутствует должное содействие чиновников и руководителей государственных медицинских учреждений процессу ее разгосударствления», - добавляет партнер компании Dentons Карина Чичканова.
Вторая причина – политическая. Любой проект ГЧП требует 1-3 года для старта и не менее 5-15 лет для его экономической окупаемости.
"К сожалению, крупные инфраструктурные, социальные проекты в России прямо зависят от неизменности аппаратного состава государственных органов. Достаточно вспомнить отказ Петербурга от нескольких проектов ГЧП при новом губернаторе (даже от тех, где уже был проведен конкурс, и надо было просто начать стройку – тот же Орловский тоннель). Увы, власть не умеет мыслить категориями экономических договоренностей на 10-15 лет. Это воспринимается как нечто далекое и нереальное. А для инфраструктурных инвесторов с крупными затратами нужны гарантии и уверенность в инвестициях на этот период времени», — говорит Дмитрий Некрестьянов.
Третья причина — отсутствие понимания у большинства чиновников, как работает механизм ГЧП и шаблонность их мышления. 
"Для юристов, разрабатывающих документы ГЧП, большая проблема – объяснить власти, чем эта схема отличается от государственного заказа. Чиновники просто этого не понимают", — говорит Дмитрий Некрестьянов. "Работать по старым схемам им гораздо проще", — согласен партнер юрфирмы “Дювернуа ЛигалИгорь Гущев. По его словам, схемы ГЧП очень сложны, и требуют высокой квалификации чиновников. "Им нужно предусмотреть огромный пласт вопросов юридического и организационного характера, вникнув в процесс на уровне предпринимателей. А это могут далеко не все. Впрочем, повышение квалификации чиновников – это вопрос времени", – уверен Игорь Гущев.
"Но новость, позитивная. Если проект будет успешно реализован, на локальном рынке, действительно, будет создан положительный прецедент использования инструментов ГЧП. Это может стимулировать инвестиционную активность в сфере социальнозначимых проектов", - заключил аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
Справка:
Группа компаний «Хоссер» создана в 1991 году в Петербурге. Специализируется на строительстве и реконструкции медицинских объектов. На счету компании более 150 выполненных проектов в 19 субъектах РФ. За 16 лет спроектировано более 200 тыс. м2 помещений в медицинских учреждениях. Выполнены строительно-монтажные работы в операционных блоках общей площадью 27,6 тыс. м2. Ежегодно сервисный отдел «Хоссер» обслуживает более 30 объектов.