"Деловой Петербург". Ретейл объединяет

Автор фото: Вдовин Сергей

ТД "Интерторг" занял места сети "Репка". Это уже третья розничная сеть, за счет которой компания укрепляет свои позиции. Эксперты ждут консолидации рынка.

Один из крупнейших петербургских ретейлеров — Торговый дом "Интерторг" (развивает сети "Народная семья", "Идея" и Spar) арендовал шесть помещений средней площадью 350 м2, где раньше работала сеть магазинов шаговой доступности "Репка". "Их места мы заняли месяц назад, в некоторых уже открыли свои универсамы", — рассказал Олег Рыбаков, управляющий директор ТД "Интерторг".

Недоступные субсидии

Сеть "Репка" появилась в 2009 году в рамках городской программы развития магазинов шаговой доступности и через год насчитывала более 10 точек. Но программа была признана городом провальной, и ее участники (а в 2010 году в Петербурге работало около 50 таких магазинов) лишились обещанных субсидий.
"Сама по себе идея была хорошая, — вспоминает исполнительный директор Союза малых предприятий Петербурга Владимир Меньшиков, — я знаю, что она витает в воздухе до сих пор в профильном комитете, ее хотят модернизировать, в ее развитии все заинтересованы, кроме крупных сетевиков".
По данным участников рынка, собственник "Репки" Андрей Дурманов решил свернуть розничный проект и сосредоточиться на девелопменте. Получить комментарии у Андрея Дурманова не удалось.

В очередь за местами

"Репка" — это уже третья розничная сеть за последние полтора года, площади которой занимает "Интерторг". Так, в марте прошлого года ретейлер арендовал 13 магазинов сети "Веста", собственники которой свернули розничную деятельность.
А в мае 2012 года "Интерторг" приобрел 21 магазин сети супермаркетов "Норма", на месте которых открыл точки под своими брендами.
По данным рейтинга топ–30 ретейлеров Петербурга и Ленобласти, составленного INFOLine и "ДП", "Интерторг" занимает четвертое место после федеральных Х5, "Ленты" и "О’Кея". Общая выручка "Интерторга" по итогам 2012 года составила 33 млрд рублей.
По словам Олега Рыбакова , после того как компания заняла торговые площади "Репки", под ее управлением оказалось 329 магазинов. По итогам года "Интерторг" рассчитывает увеличить сеть как минимум еще на 20 магазинов.

Выгоднее продаться

По словам аналитиков, 2013 год становится критическим для розничных сетей: рынок стагнирует, маржинальность торговли снижается.
На рынке начинается замедление, убежден Иван Федяков, генеральный директор ИА "Инфолайн". Во–первых, перестали индексировать заработные платы, при этом растут расходы на ЖКХ, во–вторых, наблюдается высокая закредитованность населения. Эти факторы снижают потребительскую активность, а сами ретейлеры не вылезают из распродаж, пытаясь хоть как–то стимулировать спрос, говорит Иван Федяков.
По его мнению, сейчас в розничной торговле происходит более сильный сдвиг, чем в 2008 году, когда продажи резко упали, а потом так же резко выросли.
"Поэтому маленьким игрокам сегодня выгоднее продаться или получать доход от сдачи в аренду недвижимости, чем заниматься розницей", — резюмирует эксперт.

Консолидатор рынка

Консолидация на розничном рынке Петербурга наметилась еще в прошлом году. Помимо сделок, которые провел "Интерторг", в 2012 году на продажу была выставлена сеть из 24 универсамов ООО "Питерское". В итоге 10 магазинов приобрела компания "Любавушка", которая управляет сетью "Полушка".
Эксперты отмечают, что "Интерторг" можно смело называть консолидатором петербургского рынка. "У этой компании агрессивная и рационально выстроенная политика развития", — говорит Иван Федяков, отмечая, что в перспективе компания вполне может стать одним из сильнейших игроков на Северо–Западе, ведь позиции федерального ретейлера Х5 Retail Group (управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель") ослабевают. Впрочем, пока цифры не подтверждают стагнацию рынка. Так, по данным Росстата, в Петербурге оборот розничной торговли в первом полугодии 2013 года вырос на 6% и составил почти 447 млрд рублей, хотя в Москве, для сравнения, рост был всего 3%.
На рынке Петербурга активно идет консолидация: укрупнение действующих сетей и поглощение мелких. Если небольшие сети не создадут объединения, им будет сложно выжить. Наша сеть сейчас включает 22 магазина, и мы планируем наращивать их количество. Рассматриваем и открытие с нуля, и покупку сетей. В частности, участвовали в переговорах по "Репке", но не сошлись в цене. На рынке коммерческой недвижимости очень большая активность, за помещения под магазины приходится конкурировать с сетями "Магнит", "Верный". Их задача номер один — открывать как можно больше магазинов. Также по всем помещениям ведут переговоры "Дикси", "Полушка" и "Семья".
Игорь Янковский
генеральный директор сети магазинов "РеалЪ — Свежие продукты"