"Деловой Петербург". Мусорное наступление

Автор фото: Яндолин Роман

Окраины военного полигона в Каменке превращаются в свалку токсичного мусора. Это грозит падением цен на дома и земельные участки в популярном у коттеджных строителей районе озера Красавица.

Неразбериха с активами Минобороны продолжает наносить ущерб экономике региона. Dp.ru стало известно о стихийной свалке на месте незаконных песчаных карьеров, расположенных на земле военного полигона Каменка в Ленобласти. В один из котлованов сливают птичий помет, по токсичности относящийся к отходам III класса опасности. В Минобороны заявили, что о проблеме знают и готовят контрмеры. Мусорный скандал может на 10 – 15% снизить цены на недвижимость в районе, предупреждают эксперты.

Мусор под прицелом

О свалке по периметру военного полигона Каменка, который занимает 19,6 тыс. га в Полянском сельском поселении Выборгского района Ленобласти, рассказали местные жители.
"У нас дом в садоводстве "Родничок", что в 1 км от границы полигона. Запах оттуда идет жуткий", — сообщил читатель dp.ru, который представился Сергеем. "Свалка по всему периметру полигона. Это не менее 50 км. Заехать на режимную территорию может кто угодно. Складывается впечатление, что военным все равно", — добавила жительница поселка Поляны Людмила Евстратова.
Фотограф dp.ru действительно без проблем проник на территорию полигона в районе Боровского лесничества и сделал снимки, где отчетливо видны кучи строительного и бытового мусора и целое озеро птичьего помета в яме старого карьера диаметром не менее 100 м.
В пресс–службе правительства Ленобласти сообщили, что о происходящем на территории Каменки знают, но повлиять на ситуацию не могут, поскольку военная земля — зона ответственности других структур.
Глава имущественного департамента Минобороны РФ Дмитрий Куракин, которому дозвонился dp.ru, информацию о незаконной свалке на полигоне подтвердил. "Боровское лесничество — это проблемная точка, которая находится под нашим контролем. В 2011 году там закончилась выработка легального песчаного карьера. Его законсервировали. Но последние 2 года одна из птицефабрик незаконно сливала в котлован птичий помет. Мы даже обращались по этому поводу в военную прокуратуру", — заявил он. Местные жители говорят, что в данном районе большое количество выработок, где добыча песка ведется незаконно. Эти карьеры превращаются в свалки. По словам Дмитрия Куракина, бытовой мусор машинами сваливают муниципалы и местные жители. "Мы перекопаем подъезды к полигону. Но силами одного военного лесничества проблему не решить", — считает он.
В военной прокуратуре на запрос "ДП" не ответили. Зато о проблеме знают в Росприроднадзоре по СЗФО. Там сообщили, что тревожные сигналы о свалках на территории полигона периодически поступают, "но не чаще, чем из других районов Ленобласти". "Последний рейд в Каменку мы провели на минувшей неделе по обращению жителей садоводства "Домостроитель". Они обнаружили на дне карьера следы отходов органического происхождения. Но установить виновного невозможно. Жители говорят, что это птичий помет, который захоронили прошлой осенью. Сейчас мы оцениваем опасность захоронения", — сообщили в ведомстве.

Ценность с ароматом

По словам координатора Greenpeace в Петербурге Рашида Алимова, свежий куриный помет токсичен: он имеет III класс опасности, и его нельзя размещать где попало. По закону птицефабрики должны утилизировать помет. Тариф, утвержденный Минприроды, составляет 500 рублей за тонну. Ближе всех к военному полигону, в поселке Победа, расположена птицефабрика "Ударник". Но председатель совета директоров фабрики Николай Чистяков заверил "ДП", что его предприятие не имеет отношения к захоронениям. "Нам принадлежат четыре сертифицированные лагуны (пометонакопителя), где достаточно места для утилизации птичьего помета: одна из них пустая, вторая заполнена наполовину. Более того, сейчас предприятие разрабатывает проект современной переработки птичьего помета", — утверждает он.
На фабрике "Роскар", которая тоже расположена в этом районе, сообщили, что вывозят помет на поля хозяйств Выборгского района, которые оплачивают его транспортировку. "Это ценное удобрение. В советское время птичий помет распределялся обкомом партии и за ним очереди выстраивались", — добавляет владелец птицефабрики "Синявинская" Никита Мельников.
Цена переработанного в удобрение помета, по данным продавцов, составляет 100 – 200 рублей за мешок. "Никто из профессионалов не будет закапывать птичий помет, потому что это истинная ценность. Похоже, кто–то вывез отходы из личного хозяйства. А дачники приняли их за промышленную утилизацию", — считает гендиректор "Леноблптицепрома" Юрий Трусов.

Удар по недвижимости

Скандал с мусором может отразиться на стоимости местной недвижимости. В ближайшем окружении Каменки находится более 20 санаториев и пионерских лагерей и 12 поселков, которые предлагают участки под застройку.
"Территория не является элитного зоной, дорогие объекты расположены ближе к Финскому заливу и Зеленогорску. Но все равно история со свалкой неприятна местным застройщикам", — говорят эксперты NAI Becar. "Экология — важный фактор, который влияет на решение граждан о покупке участка или дома за городом. Если скандал будет разрастаться, падение цен на недвижимость в ближайшем окружении Каменки может составить 10 – 15%", — считает гендиректор "Нового Петербурга" Андрей Вересов. По данным экспертов АРИН, сейчас земля в окрестностях Каменки стоит 130 – 160 тыс. рублей за сотку, а домовладения — по 6 – 14 млн рублей за штуку.

Отрыли и уехали

Наносит ущерб экономике региона и несанкционированная добыча песка. По данным участников рынка, 15% песчаных карьеров Ленобласти нелегальные. Правда, гендиректор компании "Решение" Александр Батушанский говорит, что за последние 5 лет объем воровства песка удалось снизить до 5%. "Но все равно объем, который теряют добросовестные поставщики, можно оценить в 200 – 250 млн рублей в год", — говорит он. Эксперт подчеркивает, что незаконно добывают только карьерный песок. "Намывной и морской не воруют. Для его добычи нужно специальное дорогое оборудование", — говорит он.
"Изловить браконьеров очень трудно — разве что партизанскими методами. Потому что подолгу они на карьерах не задерживаются: приехали, нарыли, уехали", — добавил представитель крупной нерудной компании региона.
Гораздо больший урон, по его словам, наносит отрасли воровство на законных карьерах. "Обычно добывают больше, чем указано в разрешительной документации. И это трудно отследить", — заключил собеседник dp.ru.
Незаконное захоронение отходов в карьерах — распространенное явление. Так, несколько лет назад был громкий скандал вокруг незаконного захоронения строительных отходов в Шуваловском песчаном карьере. Но нарушителей крайне трудно привлечь к ответственности, поскольку лица в цепочке заказчик — исполнитель, как правило, не связаны друг с другом никакими обязательствами и доказать их сговор практически невозможно. Можно только зафиксировать разовое нарушение, а не систематические нелегальные захоронения отходов.
Александр Карпов
директор центра экспертиз "Эком"
Вообще Новый год для меня — это праздник номер один. Я его очень люблю, потому что в моем понимании он объединяет весь мир, это праздник практически всего человечества. Больше всего мне нравятся творческие подарки, в которых раскрывается потенциал человека. Замечательно, когда они подготовлены с юмором, креативно и излучают позитив. За последние годы самым необычным и самым полезным подарком были "парные новогодние веники" — дубовый и эвкалиптовый. Они мне принесли двойное удовольствие: первое — психологическое — долго смеялся над надписью и оформлением. И второе — когда парился с их помощью в новогоднюю ночь — это моя традиция. В баню я хожу регулярно, а в Новый год — это обязательная часть праздничной программы. Баня хороша для детоксикации организма, а зимой, когда можно еще добавить растирание снегом, эта процедура тонизирует сосуды. Баня помогает нам достичь и физического, и духовного обновления — как раз то, что нужно, чтобы с легкостью встретить год наступающий.
Тамаз Мчедлидзе
главный врач системы клиник "МЕДИ"