"Деловой Петербург". Тимченко лишает "Россию" крыши

Автор фото: Евгений Асмолов
Россия, Санкт-Петербург. Магазин хоккейного клуба СКА. На Невском проспекте состоялось открытие первого клубного магазина СКА. На снимке: президент ХК СКА Геннадий Тимченко.

"Авиа Групп Норд" Геннадия Тимченко через суд выселяет государственную авиакомпанию "Россия" из ремонтного ангара в аэропорту Пулково. Если это произойдет, "Россия" столкнется с серьезными финансовыми проблемами.

Петербургское ООО "Авиа Групп Норд" (подконтрольно Геннадию Тимченко, который считается другом президента России Владимира Путина) пытается через суд выселить ОАО "Авиакомпания "Россия" из своего ангара (используется для техобслуживания реактивных самолетов) в аэропорту Пулково.
До 2011 года ангар находился в собственности у "России", но компания решила продать его предпринимателю. Сделка осуществлялась с обременением. Авиакомпания должна была стать арендатором половины площадей здания на длительный срок. Но руководство "России" не успело вовремя заключить необходимый договор, в результате чего у "Авиа Групп Норд" появилось законное основание избавиться от арендатора.
По мнению экспертов, если у компании Геннадия Тимченко получится освободить ангар, "Россия" может столкнуться с финансовыми проблемами из–за необходимости строительства нового ангара. А это может помешать планируемому выходу авиакомпании на безубыточность.

Небесные планы

Согласно справочной системе " СПАРК ", ООО "Авиа Групп Норд" на 70% принадлежит кипрскому Unidream Holding LTD, подконтрольному совладельцу нефтетрейдера Gunvor Геннадию Тимченко. Еще 30% принадлежит ООО "Ногата". Компанией владеет еще один знакомый Владимира Путина Николай Шамалов.
Петербургское ОАО " Авиакомпания "Россия " — базовый авиаперевозчик аэропорта Пулково. Почти 75% акций принадлежат ОАО "Аэрофлот", остальной пакет — Петербургу. Убытки компании в 2011 году составили 330 млн рублей.
"Авиа Групп Норд" с недавнего времени развивает в Пулково направление бизнес–авиации. Для этого компания в 2011 году выкупила у "России" здание старого терминала Пулково–2 площадью 3,3 тыс. м2 В нем в марте этого года "Авиа Групп Норд" открыла терминал бизнес–авиации с пропускной способностью 75 тыс. пассажиров в год. Инвестиции в проект составили 990 млн рублей.
Кроме здания в 2011 году компания приобрела у авиакомпании "Россия" ангар для технического обслуживания и ремонта реактивных самолетов площадью 9,5 тыс. м2 за 350 млн рублей.

Отказ от обслуживания

Несмотря на желание продать ангар, "Россия" планировала его использовать еще в течение 5 лет. Поэтому сделка осуществлялась при условии, что "Авиа Групп Норд" передаст бывшему собственнику не менее 4,2 тыс. м2 помещений ангара в аренду на этот срок.
Согласно материалам Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, в день регистрации сделки в Росреестре компания Тимченко направила в адрес бывшего собственника проект договора аренды. Но авиакомпания его не подписала. "Авиа Групп Норд" еще около года пыталась заключить договор, но безуспешно. В результате в 2012 году предприятие Геннадия Тимченко уведомило авиакомпанию о необходимости освободить помещение.
"Россия" отказалась покидать ангар, потому в феврале "Авиа Групп Норд" обратилась в суд. В ответ на это авиакомпания "Россия" подала встречный иск, в котором потребовала от собственника заключить договор аренды. 28 июня суд встал на сторону компании Геннадия Тимченко, так как, по его мнению, "Россия" "не проявила должной осмотрительности и заботливости" для того, чтобы получить имущество в аренду. "Мы намерены обжаловать решение", — сообщили "ДП" в "России".
В "Авиа Групп Норд" ситуацию пока не комментируют.
"Если "России" не удастся победить в суде, она может столкнуться с серьезными проблемами. Вероятно, ей понадобится строить новый ангар. Самое сложное здесь — найти земельный участок", — считает гендиректор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. По его мнению, ситуация может отсрочить планы авиперевозчика по выходу на безубыточность.
Гендиректор агентства "Инфомост" Борис Рыбак сомневается, что ситуация повлияет на ценовую политику компании, а также на частоту ее вылетов. "Россия" просто начнет обслуживаться у других компаний. Да и к тому же у нее есть подушка безопасности в виде "Аэрофлота", — говорит он.