"Деловой Петербург". Заводы вместо квартир

Автор фото: Ваганов Антон
Снос зданий на территории бывшей стройбазы "Метрика". Улица Рыбинская, 1.

Власти Петербурга практически прекратили перевод промышленных территорий под жилищное строительство. Застройщики ответили ростом активности в индустриальном секторе. Основные проекты сосредоточены на границе города и Ленобласти.

За последние 5 лет в Петербурге было построено и реконструировано 186 промышленных объектов общей площадью более 1,8 млн м2 (см. схему). В том числе за последний год — 43 объекта на 335 тыс. м2, что на 130 тыс. м2 меньше, чем годом ранее. Но городские власти все чаще говорят о необходимости развития именно промышленного сектора.

Индустриальная перспектива

С начала 2013 года в Петербурге выдано 22 разрешения на строительство новых промышленных объектов. Всего же за последние 3 года было выдано более 70 таких документов. Но по многим проектам сроки окончания работ неоднократно переносились.
По прогнозу компании STEP , объем промышленного строительства в Петербурге в текущем году может упасть до уровня докризисного 2008–го, когда было введено 270 тыс. м2 объектов. Власти города попытались простимулировать промышленное строительство, приостановив программу перепрофилирования промзон в городской черте под жилье. Коммерческие объекты, например офисы, все же смогут здесь появиться, но в основном промышленное назначение этих территорий обещают сохранить, заменив вредные производства на более экологичные.
Также перспективным сегментом эксперты называют создание индустриальных зон и технопарков. Они сейчас занимают в Петербурге и Ленобласти 1300 га. В разной стадии находятся 16 проектов, среди которых Greenstate (112,4 га), "Марьино" (130 га), "Дони — Верево" (183 га), парк "Кола" (124 га). Собственный индустриальный парк на 150 га анонсировало и правительство Ленобласти. Так что строителям будет где развернуться.

От жилья к промышленности

На строительстве промобъектов зарабатывают в основном строительно–подрядные организации и компании, занимающиеся управлением стройкой. До кризиса на этом рынке в Петербурге работали сотни фирм, в кризис слабые игроки сегмент покинули или влились в более крепкие структуры, осталось около 100 компаний, но конкуренция между ними сильно выросла. "В результате цены на генподрядные услуги упали примерно на 25% к докризисным. Сейчас выручка крупнейших игроков составляет 3 – 5 млрд рублей в год, а стандартная прибыль — 10 – 20% от конечной стоимости проекта", — говорят в АРИН.
Рентабельность промышленного генподряда — около 8% (для сравнения: в сегменте строительства жилья она обычно не менее 20%). Однако на фоне снижения общего объема строительных работ в городе примерно в 2 раза все активнее в сегменте промышленного и коммерческого генподряда ведут себя компании, которые традиционно занимались возведением жилых домов.
Не гнушаются этой темой даже лидеры жилищного рынка. Например, холдинг "Эталон" строит вторую очередь завода Nissan и получил подряд на возведение конгрессно–выставочного комплекса "ЭкспоФорум". Занимается промышленным генподрядом "дочки" группы "ЛСР" и "Сэтл Строй" (входит в Setl Group). Причем в последней говорят, что готовы участвовать в конкурсах на генподряд уже не только в Петербурге, но и в Москве и других регионах России.
"В промышленном строительстве есть своя специфика, но это все та же стройка. Большим холдингам с репутацией, солидным портфолио и связями легче получать заказы", — поясняет Вероника Лежнева из "Colliers Int. СПб".
"Опытной строительной компании под силу построить любой объект, будь то жилой дом или бензоколонка", — говорит гендиректор ЗАО "Лемминкяйнен Рус" Юха Вятто.
"Петербургский рынок сжимается. Нет сомнения, что конкуренция за получение новых заказов будет все жестче", — прогнозирует президент компании STEP Дмитрий Кунис.
У компаний, входящих в крупные строительные холдинги, есть целый ряд преимуществ перед компаниями, которые специализируются только на промышленном или коммерческом строительстве. Так, в состав нашего холдинга входит более 60 организаций, которые могут выполнять большинство видов работ на промышленных и коммерческих объектах. Это позволяет сокращать сроки, экономить время на поиск подрядчиков, ощутимо снижать стоимость строительства. Кроме того, крупный холдинг обладает собственными финансовыми ресурсами, которые позволяют не зависеть только от рынка генерального подряда и браться за наиболее интересные и прибыльные проекты. Помимо 2–й очереди завода Nissan и "ЭкспоФорума" наши компании участвовали в строительстве заводов Ford и General Motors, цехов Адмиралтейских верфей, юго–западной ТЭЦ. Они завершены.
Дмитрий Кашинский
заместитель гендиректора ЗАО "УК "Эталон" (входит в Etalon Group)