"Деловой Петербург". Возвращение Тимощука в "Зенит" как шаг к построению команды

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Колумнист dp.ru Владислав Бачуров - о том, зачем в "Зенит" вернулся его былинный герой Анатолий Тимощук: чтобы научить сине-бело-голубых, как играть, как жить, как вести футбольное хозяйство.

Анатолий Тимощук станет, без сомнения, самым любимым игроком болельщиков "Зенита". Возвращение 34–летнего полузащитника из "Баварии" — как свободного агента, то есть совершенно бесплатно, — первый шаг петербургского клуба к построению новой команды. Тимощук, конечно, былинный герой. Все выиграл с нами, пошел в Европу, победил и вернулся. Учить, как играть, как жить, как вести футбольное хозяйство.
Это возвращение может стать важным событием для перехода "Зенита" от олигархической модели к клубной.
Олигархические клубы хоть и собирают большое количество поклонников позолоты — глорихантеров, но зато вызывают ненависть так называемых настоящих болельщиков. Ведь обычно олигархический клуб невежествен, высокомерен, нахрапист, сорит деньгами и считает, что все продается и покупается. Он не думает о будущем, потому что должен победить любой ценой здесь и сейчас. Он уверен, что вправе под себя изменять правила. Он остальных считает прислугой. Часто сам не имея традиций, он презирает чужие. Поэтому такие клубы не любят. Только с недоумением смотрят на попытки Дмитрия Рыболовлева превратить "Монако" в новый галактический клуб.
С барским размахом еще до открытия трансферного окна Рыболовлев уже сумел потратить 130 млн евро — это даже больше, чем полгода назад "Зенит", выложивший за двух игроков — Халка и Витселя 100 млн евро. Правда, "Монако" раскошелилось на 130 млн за трех футболистов — Фалькао, Родригеса и Моутинью. Так во французском чемпионате появился еще один клуб (первый — это ПСЖ, которым владеют катарские нувориши), вызывающий презрение у сторонников фэйр плей.
Противоположный пример — "Бавария" просто образец фэйр плей. Она тоже делает громкие покупки, но всегда тратит только из заработанного. Хотя "Баварию" в Германии тоже ненавидят — но это дело обычное, на порядок сильнейший чемпион вызывает раздражение у побежденных. Но уважают. Президент "Баварии" Хеннесс говорит: "Даже люди, которые не любят "Баварию", признают, что в вопросах серьезности, чистоты подхода к делу, я бы сказал спортивности, мы являемся образцом для подражания. И это для нас очень важно. Мы можем платить такие же зарплаты, как "Барселона" или МЮ, но в этом случае "Бавария" окажется в минусе, что не соответствует нашей философии".
"Баварию" уважают, потому что все свое богатство она заработала сама. Потому что она прислушивается к своим болельщикам, заботится о своих ветеранах и готовит юных игроков.
Вернувшийся Тимощук привезет с собой часть культуры "Баварии". Само появление Анатолия в "Зените" говорит о том, что руководство перестало сорить деньгами, прислушалось к болельщикам, заботится о ветеранах и будет растить своих игроков — ведь лучше примера для молодых, лучше наставника для юниоров, чем Тимощук, не найти.
"Бавария" и сама отличный пример построения клубного хозяйства. Собственный капитал составляет 78% от общих активов. И "Бавария" каждый год показывает прибыль. Победа в Лиге чемпионов и выход на азиатский рынок привели к повышенному спросу на футболки, которых в этом году будет продано больше миллиона. Вообще, доходы от мерчендайзинга у "Баварии" превысили 60 млн евро. Титульный контракт с Deutsche Telekom приносит еще 75 млн евро. А еще доходы от телетрансляций, призовые за победу в Лиге чемпионов.
Средняя посещаемость своего стадиона "Альянц Арена" — 70 000. Но болеют за мюнхенский клуб по всему миру 3250 официальных фан–клубов, 196 000 членов клуба, 120 млн посещений официального сайта в месяц.
В итоге в этом году "Бавария" возглавила список самых дорогих брендов среди футбольных клубов. Согласно результатам исследования, проведенного британским агентством Brand Finance, бренд "Бавария" оценивается в $860 млн. Это больше, чем бренд "Манчестер Юнайтед" ($837 млн), мадридского "Реала" ($621 млн) и "Барселоны" ($572 млн).
Чтобы доказать, что все финансовые успехи "Баварии" абсолютно заслужены, можно привести только один, но очень показательный для петербуржцев факт. Хотя эти цифры человека нестойкого могут добить. Готовы?
Новый 70–тысячный стадион "Альянц Арена" был построен за 2,5 (два с половиной!) года и обошелся мюнхенскому клубу в 340 млн евро.
Пусть Анатолий Тимощук всем расскажет, как это "Баварии" удалось.