АЗС подстроятся под газ

Все новые автозаправки, которые будут строиться в границах полос отвода автодорог, обяжут продавать не только бензин и дизельное топливо, но и газ.

От очередной меры по стимулированию спроса на газовое топливо больше всех выиграет "Газпром".
В перечень минимально необходимых услуг, которые должны оказывать автозаправочные станции, включена услуга по заправке автомобилей газовым топливом. Такое постановление подписал премьер–министр Дмитрий Медведев.
Ныне действующий перечень был утвержден в 2009 году. В нем указаны услуги, которые оказывают на объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог.
Появление в перечне обязательных услуг газового топлива, как рассчитывают в правительстве, приведет к увеличению объемов использования газа, а это, в свою очередь, должно пойти на пользу экологической ситуации вдоль дорог "за счет того, что газ является более экологически чистым видом топлива".

Газостимуляция

В последние месяцы российские власти сделали уже целый ряд шагов по расширению использования газового топлива. Так, в апреле представители автомобильных концернов на совещании о мерах стимулирования автопрома заявили о необходимости развития газомоторного транспорта как экономичного и экологичного. Владимир Путин призвал повышать интерес покупателей к таким автомобилям с помощью льгот и преференций.
В середине мая Дмитрий Медведев подписал постановление правительства об альтернативных видах топлива. Не менее половины общественного транспорта и коммунальной техники в городах с населением свыше 1 млн человек планируется перевести на газовое топливо, а ставки таможенных пошлин на компоненты для газомоторной техники — снижать.
Министр энергетики Александр Новак, в свою очередь, предложил снизить или обнулить транспортный налог для автомобилей, использующих газ. В министерстве рассчитывают, что количество автомобилей, использующих газ в качестве топлива, к 2030 году вырастет в 25 раз (до 2,5 млн), а количество газомоторных заправок — в 17 раз (до 3500). Выбросы загрязняющих веществ вследствие этого должны сократиться на 12%.

Кто в выигрыше?

Эксперты говорят, что газомоторная активизация правительства и президента — следствие лоббизма "Газпрома", который заинтересован в расширении внутреннего рынка. Интерес автопроизводителей, в свою очередь, объясняется тем, что они рассчитывают на государственные субсидии при разработке новых моделей, а также на госзакупки сельскохозяйственной и коммунальной техники и общественного транспорта.
Сейчас газовое топливо используют лишь около 90 тыс. автомобилей. В России около 250 газомоторных заправок, из них 210 принадлежат "Газпрому". Концерн планирует вложить 260 млрд рублей в программу развития газомоторного топлива. Аналогичные планы есть и у "Роснефти".
Предложение правительства о газомоторном топливе на заправках в целом хорошее, но в ближайшее время выполнить его нереально, говорит глава Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин: "Технически непонятно, как устанавливать емкости для хранения газа и раздаточные колонки. Плюс там другие экологические и противопожарные нормы. От такой АЗС до ближайшего здания должно быть больше 100 м".
Идея правительства хороша, потому что предлагает альтернативу, но прежде, чем подписывать такое постановление, надо было решить ряд вопросов, продолжает эксперт: "Во–первых — как хранить это топливо. Сейчас на весь Петербург одна база для хранения газа. Во–вторых, про безопасность: строить новые АЗС на таком расстоянии в городе негде. В–третьих, транспортный вопрос: а на чем ездить–то? Чтобы переоборудовать автомобиль, нужны серьезные вложения, и смысл теряется. Плюс требуется новая техника для перевозки газа, а сейчас ее нет — и так далее".