ЕГЭ до сих пор остается одним из самых острых вопросов российской внутренней политики — судя по тому, что премьер-министр должен лично реагировать на проблемы со сдачей школьниками тестов. Но если система в принципе построена на обмане, нельзя требовать иного от ее части.
Первый же день сдачи ЕГЭ по русскому языку принес скандал — в интернете появились листы экзаменационных заданий с проставленными ответами. Не факт, что ответы правильные, но ажиотаж поднялся огромный.
Например, соцсеть "ВКонтакте" срочно заблокировала по просьбе Рособрнадзора 72 сообщества, в которых состояло полтора миллиона человек. Это даже больше, чем в стране вообще выпускников, сдающих ЕГЭ. Правда, одни и те же люди могут состоять в нескольких сообществах, но даже с этой поправкой можно смело предположить, что интерес к инсайду школьники проявляли едва ли не поголовно. А количество поисковых запросов вариантов экзамена в сети в конце мая традиционно зашкаливает.
Вмешиваться пришлось лично премьеру. Дмитрий Медведев счел нужным заявить, что утечка "снижает ценность госэкзамена", и результаты вообще могут быть аннулированы. Точнее, как он выразился, аннулировать результаты стоит "для лица, которое соответствующей работой занимается". Кто тут имеется в виду, интересно — те, кто выложил или кто списал?
Премьер-министр должен лично контролировать ход школьных экзаменов, это же уму непостижимо. Он даже по громким коррупционным делам не по всем высказывается.
Глава правительства даже посетовал, что у нас слишком много часовых поясов — мол, на Дальнем Востоке написали экзамен и все тут же вывалили в интернет на радость остальным. В России девять часовых поясов, а ЕГЭ проводится, если считать эксперименты, с 2001 года. За двенадцать лет можно было бы что-нибудь придумать, например, разрабатывать девять разных вариантов тестов. Ведь каждый год одно и то же, и каждый раз — служебные расследования и аннулирование результатов отдельных работ. И постоянные слухи о том, что за мзду отдельные ученики могут узнать вопросы заранее. А то и целые регионы — вот Карачаево-Черкессия демонстрирует год за годом блестящие, лучшие в стране результаты по русскому языку, и даже полпред Хлопонин публично признает, что это "обман по отношению к детям", но ничего особенно не меняется. Это та самая "борьба с коррупцией".
Система ЕГЭ — часть государственной политики, и она не может быть устроена иначе, чем все остальные ее части. Глупо сегодня требовать от учителей подрисовывать результаты выборов, а завтра требовать от них же честно принимать результаты экзаменов. Такая вот система, в которой со школьной скамьи детей приучают к тому, что подтасовки — это нормально. Они же, когда ищут заранее ответы на ЕГЭ, вряд ли преодолевают стыд, нет, считают, что это вполне адекватно. Скоро можно будет говорить, что брать и давать взятки у нас "учат в школе".
На фото: сдача ЕГЭ