"Деловой Петербург". Рынок шоколада ручной работы растет ежегодно на 10%

В 2013 году сразу несколько производителей шоколада ручной работы откроют в городе новые точки, кроме того, на рынок активно выходит малый бизнес, договариваясь с производителями о реализации либо открывая интернет–магазины.

"Рынок в среднем и высоком ценовых сегментах еще не насыщен и будет уверенно расширяться", — отмечает Алена Ковпан, генеральный директор магазина Сhocolate point. Шоколад ручной работы отличается от обычного стоимостью — она составляет 150–200 рублей за 100 г, это связано с себестоимостью сырья на основе натурального какао–масла, поставляемого обычно из Бельгии. Объем рынка шоколада ручной работы в Петербурге, по данным аналитиков, составляет $3–5 млн в год с учетом магазинов, кондитерских и кафе. "Это премиальный сегмент, и он только начинает развиваться", — отмечает Владимир Лупенко, партнер Financial Consulting Group. По его оценке, рынок шоколада ручной работы занимает не более 1–1,5% от общего рынка шоколада, который в России оценивается в $8 млрд в год.

Натуральный тренд

Владислав Ремиш, генеральный директор сети Baccarat, считает, что спрос на премиальный шоколад связан с общим трендом и растущей популярностью натуральных продуктов. В сеть Baccarat, развивающуюся по франшизе, входит семь бутиков, в 2013 году компания откроет две новые точки. Компания была создана в 2004 году как совместное российско–бельгийское производство, затем занялась развитием собственной розничной сети.
Вложения в одну точку составляют в среднем 1 млн рублей, сюда входят затраты на торговое оборудование стоимостью 500–600 тыс. рублей, а также оплата аренды в торговом комплексе и другие издержки. Окупаемость точки составляет 1 год. В дальнейшем оборот одного бутика должен быть 500–600 тыс. рублей в месяц.
Федеральная сеть Frade из 30 точек с производством в Казани откроет в 2013 году в Петербурге еще как минимум одну точку. Пока компания продает шоколад в Гостином дворе, ежемесячно реализуя 20–30 кг шоколада, оборот точки составляет около 200 тыс. рублей в месяц. В сеть "Музей шоколада" входят три точки в Петербурге и одна в Москве, компания намерена расширяться в обеих столицах, но, сколько новых точек будет открыто, сказать здесь пока не готовы.

Мечта шоколатье

Кроме открытия розничных точек, производители поставляют шоколад в кафе. Так, Baccarat поставляет конфеты в 200 ресторанов и кафе Петербурга и в крупные сетевые кофейни Петербурга и Москвы. Московский производитель MixVille поставляет шоколад в 10 кофеен "Кофешоп" в Петербурге и сейчас ведет переговоры с другими сетями.
Вслед за крупными производителями рынок стремятся занять индивидуальные предприниматели. По сути, это микробизнес, выросший из хобби. Спрос рождает предложение — уже действуют кондитерские курсы для тех, кто хочет стать шоколатье. Зачастую производители, имея сертификаты на сырье и ингредиенты, не имеют при этом права на производство и указывают как вид деятельности упаковку готового товара.
Многие уже в процессе работы проходят сертификацию, которая обходится в 150 тыс. рублей. Работая с небольшими объемами — до 10 кг шоколада в месяц, фирмы договариваются о реализации с одним – двумя кафе. Также производители выполняют корпоративные заказы, изготавливая подарочные наборы с логотипом клиентов. Несмотря на растущий спрос, эксперты отмечают, что в России рынок шоколада ручной работы — пока узкий сегмент.
"Ценителей у нас немного. Производители вынуждены искать своего потребителя по всей стране, продавая франшизу в разных городах России", — говорит Владимир Лупенко.