"Метрострой" требует 108 млн рублей от оператора аэропорта Пулково за проектирование третьего терминала

Автор фото: Евгений Асмолов

Суд приступил к рассмотрению иска ОАО "Метрострой" к ООО "Воздушные ворота Северной столицы" о взыскании 108,5 млн рублей. Компания требует возместить ей затраты на проектирование в 2009 году третьего терминала в Пулково, когда ОАО "Метрострой" было единственным кандидатом на генподрядные работы.

В Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти началось рассмотрение искового заявления ОАО "Метрострой" к оператору аэропорта Пулково ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС) о взыскании 108 млн рублей — части стоимости проектной документации строящегося третьего терминала аэропорта. Проект создавался еще в 2009 году, когда стороны предполагали, что строительством терминала займется ОАО "Метрострой".
До сих пор спор между сторонами по существу не рассматривался. Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в августе 2012 года оставил заявление без рассмотрения, посчитав, что разногласия стороны должны урегулировать в третейском суде, 13 апелляционный суд оставил это решение в силе, и наконец, ФАС Северо-Запада вернул дело в первую инстанцию для рассмотрения по существу.
Как следует из материалов дела, ОАО "Метрострой" и ООО "ВВСС" заключили "меморандум о взаимопонимании", из которого следует, что компании планировали сотрудничать при строительстве третьего терминала аэропорта Пулково. ОАО "Метрострой" должно было стать генподрядчиком. Компания заключила договор на проектирование с ЗАО "Рамболь" (с 2012 года входит в ЗАО "Компакт") 12 августа 2009 года. А через неделю после этого фирма заключила контракт с компанией "Ричард Чанслор лимитед" на оказание консультационных услуг.
В результате исполнения указанных договоров был изготовлен комплект проектной документации, включающей, в том числе, архитектурно-планировочное решение реконструкции международного аэропорта Пулково, проектные решения первой очереди строительства объектов аэропорта и другие документы, необходимые для строительства и реконструкции аэропорта.
В декабре 2009 года ООО "ВВСС" изъявило готовность принять проектную документацию и компенсировать затраты на ее изготовление в размере не более 108,5 млн рублей. Об этой сумме стороны договорились ранее. Однако в апреле 2010 года оператор Пулково начал придираться к документам, обнаружив там несоответствие выполненных и принятых работ на сумму 682 тыс. рублей, а впоследствии вовсе не стал оплачивать работы.
Дело в том, что иностранные инвесторы посчитали, что гарантий ОАО "Метрострой" недостаточно и изъявили желание видеть в качестве генподрядчика крупного иностранного подрядчика. Среди иностранных инвесторов, владельцев ООО "ВВСС", — немецкий оператор аэропортов Fraport AG (35,5%), дочерняя компания греческой фирмы Copelouzos Group (7%), еще 57,5% акций принадлежат группе ВТБ.
ОАО "Метрострой" довольно долго вело переговоры с итальянской корпорацией Astaldi и турецкой фирмой Ictas Insaat о возможности работать на субподряде, однако эти переговоры ни к чему не привели.
В результате ООО "ВВСС" заключило контракт с совместным итальянско-турецким предприятием, которое доработало проект ЗАО "Рамболь" и в настоящее время строит терминал по нему.
Как пояснили dp.ru в ОАО "Метрострой", меморандум, заключенный с ООО "ВВСС" хоть и предполагал, что компания будет генподрядчиком терминала, однако все же не обязывал заказчика выбирать ОАО "Метрострой". "Это был документ о планах, намерениях", — сказали в компании, затруднившись назвать общую сумму, потраченную на проектирование.
В ООО "ВВСС" от комментариев отказались.
Терминал должен быть построен к концу 2013 года. Его пропускная способность оценивается в 13 млн человек. Предусмотрена возможность увеличить пассажирооборот до 35 млн человек к 2039 году.