Вкладчиков ловят глобальной сетью

От 20 до 30% вкладов банки привлекают в Интернете: одним из последних на этот рынок пришел Северо–Западный банк Сбербанка РФ и за полтора месяца привлек 1,5 млрд рублей.

Северо–Западный банк Сбербанка РФ (СЗ Сбербанк), в конце прошлого года запустивший сервис онлайн–вкладов, уже за первые полтора месяца 2013 года привлек 1,5 млрд рублей от 4300 вкладчиков, открывших вклады через Интернет, сообщила журналистам зампредседателя СЗ Сбербанка Марина Чубрина. По ее словам, пока доля онлайн–вкладов невелика по сравнению с общим объемом вкладов, составляющим примерно 600 млрд рублей. Но уже сейчас более 10% вкладов в СЗ Сбербанке открывается онлайн, благо он готов платить по таким вкладам на 1% годовых больше, чем по точно таким же, открытым через операциониста в офисе Сбербанка. Так что в ближайшие месяцы количество онлайн–вкладчиков и принесенных ими денег увеличится в разы, уверена Марина Чубрина.
Вместе с интернет–банкингом СЗ Сбербанк развивает собственную сеть платежных терминалов и банкоматов. За 2012 год банк увеличил количество устройств самообслуживания на 25%, до 7074 штук, установив 561 банкомат и более 850 терминалов. Марина Чубрина пообещала, что в 2013 году банк увеличит сеть еще на 1,5 тыс. единиц техники, уточнив, что каждое устройство обходится банку в 400–600 тыс. рублей. В итоге в 2012 году более 40% принимаемых СЗ Сбербанком платежей совершалось через удаленные каналы, а число активных пользователей интернет–банкинга выросло по сравнению с 2011 годом в 2,5 раза, до 400 тыс.

Деньги идут в Интернет

По данным банка " ВТБ 24", общее количество пользователей интернет–банкинга в Петербурге на начало 2013 года достигло 700 тыс., увеличившись за прошлый год на 200 тыс.
Лидерами рынка интернет–банкинга эксперты называют банки "Связной", "Тинькофф кредитные системы" (ТКС), "Русский Стандарт", Альфа–Банк и Сбербанк.
Интернет–обслуживание выгодно обеим сторонам: банки экономят на инфраструктуре и персонале, а клиенты получают продукты по более выгодным ставкам.
"Пользователями системы "Телебанк" "ВТБ 24" является почти 300 тыс. жителей Петербурга и Ленобласти. Сейчас каждый пятый рубль на депозитных счетах клиентов петербургского филиала "ВТБ 24" оказался на них через систему "Телебанк", — говорит Михаил Иоффе, управляющий петербургским филиалом "ВТБ 24". Самые популярные операции — оплата сотовой связи и Интернета, на них приходится около 40% от всех платежей, проводимых в мобильном банке.
Банк "ТКС" — дистанционный банк, все свои продукты он предлагает через Интернет. "Около 90% заявок на вклады и свыше 60% заявок на кредитные карты приходит к нам через Интернет, — рассказывает Олег Анисимов, вице–президент ТКС. — Своей сети банкоматов у нас нет, банк работает через партнеров. В прошлом году партнерская сеть выросла примерно на 20% по числу точек".
Директор дирекции розничного бизнеса банка "Санкт–Петербург" Марина Гориловская рассказывает, что в 2012 году рост переводов в адрес поставщиков услуг составил 66% по количеству переводов и 57% — по сумме. По ее словам, доля открытых через интернет–банк вкладов превысила на начало 2013 года 20%. При открытии вклада в Интернете ставки по нему выше, чем при открытии в офисе, на 0,25 – 0,5% годовых. Банк запланировал запуск потребительского кредитования через интернет–банк на II квартал текущего года: заемщик сможет без посещения офиса подать заявку, узнать результат рассмотрения, подписать документы и получить деньги.

Дальше — больше

В 2013 году банкиры ожидают роста спроса клиентов на интернет–продукты. Так, по словам Марины Гориловской, к концу 2013 года в банке "Санкт–Петербург" 10% потребительских кредитов будут выдаваться через электронные каналы, тем же путем будут привлекаться и 30% вкладов.
"Мы ожидаем роста нашего кредитного портфеля на 50 – 55% в 2013 году, а значит, примерно теми же темпами будет расти привлечение клиентов через Интернет. Не исключено, что и быстрее", — прогнозирует Олег Анисимов.