Глава комитета по промышленности и инновациям Максим Мейксин: Рейдеры никуда не исчезли

Председатель комитета по промышленности и инновациям Максим Мейксин рассказал dp.ru о том, чем занимается созданный в этом году комитет, о новых формах поддержки предприятий, снижении налогов, привлечении в город инвестиций, конкуренции с Ленинградской областью и развитии сельского хозяйства.

С 2013 года КЭРППиТ был разделен на четыре отдельных комитета. Появился комитет по промышленности и инновациям. Чем была вызвана эта реформа?
— Промышленность давно хотела, чтобы был отдельный комитет, который бы понимал и знал все нюансы этого направления. Целесообразность в разделении была — КЭРППиТ был самым большим комитетом Смольного, и один председатель просто не мог уделять должного внимания каждому направлению работы. Это более правильная конструкция с точки зрения и уделения внимания потребительскому рынку и малому бизнесу, и работе в системе госзаказа и промышленности.
На что вы собираетесь сделать ставку в работе вашего комитета, что будет приоритетом в работе?
— Все вопросы, связанные с развитием и поддержкой функционирования промышленности в городе, развития инноваций, вопросы развития сельского хозяйства. Достаточно большой блок у нас представляет адресно–инвестиционная программа, помощь предприятиям в подготовке инженерной инфраструктуры территорий и дорог для промышленных площадок. Также большой объем работ связан с гособоронзаказом, с предприятиями оборонной промышленности.
При прежнем губернаторе Валентине Матвиенко регулярно появлялись новые проекты. За последний год новых проектов заявлено не было. Ведет ли комитет переговоры с новыми инвесторами?
— Процесс идет постоянно, ничего не останавливалось, просто неактивно идет информационный обмен на эту тему. Сейчас мы как раз занимаемся подбором площадки для иностранной компании — крупного производителя автокомпонентов. Фармацевтические компании сейчас достаточно активно вкладывают в развитие своих производств в Петербурге.
Что планируется сделать для привлечения инвестиций?
— Известно, что одним из препятствий для инвестиций является просто информационная боязнь России у западных инвесторов. Она, может быть, не связана конкретно с Петербургом, но есть некий стереотип, который сложился. Чтобы решить эту проблему, мы предлагаем новую схему предоставления земельных участков под размещение промышленных объектов. Приблизительный вариант этой съемы выглядит так: мы создаем новое госпредприятие, передаем ему земельный участок. К этому земельному участку проводим инженерную инфраструктуру, на это юридическое лицо оформляем все права на землю, преобразовываем в акционерное общество и готовим к продаже.
Рассматривается три варианта продажи: продажа по номиналу, с учетом затрат на строительство инженерных сетей и рыночной стоимости самого земельного участка. Как одна из форм поддержки промышленности — продажа по номиналу, но в рассрочку, и третий вариант — возможность продажи ниже себестоимости: по кадастровой стоимости земли или по фактическим затратам.
Когда это может заработать?
— Мы планируем в течение первого полугодия эту ситуацию отработать на реально действующем юридическом лице. Если этот вариант работы будет поддержан руководством города, то в дальнейшем запустим серийное изготовление юридических лиц с земельными участками для предложения их рынку.
Это потребует дополнительных затрат на строительство сетей, дорог и т. д?
— Безусловно, но город и так вкладывает в это деньги. Затраты связаны с созданием технопарков, промышленных зон. Вполне вероятно, что мы этой схеме запустим в реализацию одну из существующих промзон или технопарков. Не исключен вариант работы с частными собственниками земли.
Насколько сильна конкуренция за инвесторов с Ленобластью?
— Конкуренция — это хорошо: есть смысл развиваться и двигаться вперед. Сейчас отношения с Ленинградской областью можно назвать партнерскими, у нас общие интересы — развивать Российскую Федерацию в целом.
Но инвесторы, которые выбрали для размещения предприятия площадку в Ленобласти, и налоги будут платить там.
— Безусловно. Для нас важно, чтобы налоги платились на территории Петербурга. К сожалению, до сих пор Петербург мало уделял этому внимания. Крупные предприятия могли платить налоги где угодно, включая Кипр и Каймановы острова. Например, когда приходили заявители с каким–либо инвестиционным проектом, раньше не часто интересовались, зарегистрированы они в Петербурге или нет. На это просто мало обращали внимания.
Сейчас обсуждается, как откорректировать законодательство так, чтобы от инвесторов можно было требовать постановку на налоговый учет в Петербурге. Работа в этом направлении должна идти с компаниями, которые претендуют на налоговые льготы и участие в городских программах поддержки. Очень важно, чтобы в обмен на их развитие город получал налоги, чтобы деньги возвращались в бюджет. У бизнеса, который находится в городе, должно возникнуть понимание, что без уплаты налогов на территории города они не получат качественных дорог, достойной социальной сферы. Это дорога с двусторонним движением. Работы в режиме банановой республики — заработать побольше и убежать — быть не должно.
Слово "инновации" вынесено в название вашего комитета. Что делается для развития этого направления?
— Мы запланировали в I квартале этого года подготовить закон об инновационной деятельности в Петербурге и передать его в Законодательное собрание. В этом законе будет сформирован перечень инновационной продукции. Детали закона пока обсуждаются.
Мы планируем, что критериям этого закона сможет отвечать любая продукция, являющаяся новой для рынка и имеющая высокий уровень инноваций. Идея заключается в том, чтобы инновационная продукция, которая производится в Петербурге, имела преференции при размещении госзаказа. Такие возможности предоставит новый закон о Федеральной контрактной системе, который находится на рассмотрении в Госдуме. Планируется, что в 2014 году он вступит в силу.
Какие программы поддержки, льготы для развития планируются?
— Самый простой и достаточно эффективный способ — это субсидирование, но он не всегда имеет результат, для развития важна поддержка стартапов. Мы оказываем помощь в оплате патента, в регистрации прав, есть субсидии по обучению кадров.
Есть задача во многом переформатировать программу "Наука, промышленность, инновации". Мы посмотрели, как она работала в 2012 году, в ней были как очень эффективные инструменты поддержки, так и не очень. Субсидии по оплате процентов по лизингу оказались одними из самых востребованных. Они отвечают большому количеству задач по созданию высокотехнологических мест работы, обновлению фондов, повышению производительности труда. Такого рода субсидии мы продолжим поддерживать.
Также продолжим работу по подготовке кадров в рамках поддержки гособоронзаказа, возможна поддержка лабораторий, в которых будут обучаться специалисты.
Как видится дальнейшее развитие сельского хозяйства на территории Петербурга, нужно ли его поддерживать?
— Это тоже важный аспект работы. Мне представляется важным создание концепции продовольственной безопасности и, безусловно, сохранение того сельского хозяйства, которое есть.
В конце прошлого года, когда принималась программа по развитию сельского хозяйства в Петербурге и агропромышленных рынков, губернатор Георгий Полтавченко однозначно сказал, что никаких переводов земель из сельхозназначения не будет, принципиально сохранение сельскохозяйственной функции. В Петербурге есть крупные многопрофильные сельскохозяйственные предприятия, которые производят большой объем продукции, и город значительную долю продукции получает от своих производителей.
То есть те инвесторы, которые скупили земли совхозов в расчете выгодно их перепродать в жилищную и коммерческую застройку, не смогут этого сделать?
— В любом процессе должна быть логика. Если эта сельхозземля находится в окружении жилой застройки или торговых центров, такие участки могут быть переведены. К этому вопросу нужно крайне аккуратно относиться, чтобы те плодородные земли, которые есть у предприятия, были сохранены. Это важная часть продовольственной безопасности Петербурга.
В прошлом году утвердили результаты кадастровой оценки земли. В результате стоимость земли под промышленными предприятиями выросла в среднем в 2,5 раза, что привело к росту земельного налога. В  Законодательное собрание внесен проект закона, который снижает на год ставку налога для промышленных предприятий с 1,5 до 1,25%.Вы считаете, этого достаточно?
— К этому вопросу нужно подходить очень аккуратно. Мы сторонники того, чтобы более лояльные ставки налога на землю и выкупной стоимости земли стали одним из элементов поддержки промышленности. Нагрузку по земельным участкам все–таки нужно снижать. Комитет будет активно отстаивать позицию по снижению этих налогов.
К вопросу о конкуренции: в Ленинградской области ставка по выкупу земельных участков составляет 15% кадастровой стоимости, как это было ранее по федеральному закону. В городе сейчас вынесли на рассмотрение ставку по выкупу в размере 25% от кадастра. Я считаю, что ее целесообразно понизить до 15%. Это такой дискуссионный вопрос между разными ветвями власти Петербурга. Есть разные позиции по вопросу о том, что важнее: наполнять бюджет или развивать экономику. Думаю, рано или поздно мы придем к компромиссу.
Сейчас поднимается вопрос о создании специальной комиссии по рейдерству. С чем это связано, в Петербурге появились новые рейдеры?
— Они никуда не исчезали. Несколько лет назад был вал таких обращений, было большое количество конфликтов, с связанных с отъемом бизнеса. Потом поток снизился, но никуда не исчез. Буквально перед Новым годом мы получили два–три таких сообщения.
Даже если обращения будут единичными, важно, чтобы бизнес понимал, что есть куда прийти со своей бедой. В течение 1,5 месяца работа комиссии будет возобновлена. С точки зрения инвестиционной привлекательности субъекта Федерации важны механизмы, связанные с защитой бизнеса и собственности от каких–либо посягательств. В этой связи очень актуально возобновление работы антирейдерской комиссии, предполагается, что ею будет руководить вице–губернатор Игорь Голиков.
Работу каких еще институтов планируется возобновить?
— Перед Новым годом состоялось координационное совещание по возобновлению деятельности Промышленного совета Петербурга, этот вопрос будет вынесен на одно из ближайших зданий правительства. Я считаю, что Промышленный совет — это достаточно важный элемент для общения промышленными союзами, ассоциациями и объединениями, для формулирования задач, которые нужны для решения проблем. Совет будет собираться раз в квартал. Планируется, что его возглавит вице–губернатор Игорь Голиков.
 
 

Биография

Максим Мейксин

> Родился в 1974 году в Ленинграде.
> Начинал карьеру на фабрике "Светоч". В 2002–2006 годах являлся советником, а затем заместителем главы администрации Кировского района Ленобласти по экономике и инвестициям. В 2006–2009 годах работал на руководящих должностях в дочерних компаниях группы "ВТБ". С 2010 по 2012 год — первый заместитель главы Кировского района Ленобласти.
> С октября 2012 года — заместитель председателя КЭРППиТ.
> С 1 января 2013 года назначен председателем комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга.> Автор более 70 научных публикаций и книг в области экономики, бухгалтерского учета и аудита.