Не отходя от офиса

Автор фото: Анишев Иван

Фитнес-центр, магазин и салон красоты в бизнес-центре - приятные, но не очень важные бонусы для арендаторов офисов.

Офисные сотрудники работают по 8 часов в замкнутом пространстве, и все, что связано со здоровьем и отдыхом, пользуется популярностью, особенно если не надо далеко ходить.
"У арендаторов наибольшей популярностью пользуются фитнес-центры", - рассказывает генеральный директор УК "Метрополь Девелопмент" Денис Фокин. Например, в двух бизнес-центрах класса А в центре Петербурга есть фитнес-клубы, которые работают только для арендаторов на льготных условиях.
Вообще, наиболее удобное расположение для фитнес-центра - в двух местах: либо рядом с работой, либо рядом с домом. В этих случаях у них будет большое количество посетителей. Поэтому крупные бизнес-центры стараются, чтобы в их здании присутствовали фитнес-клубы, хотя предварительно в проектах это, как правило, не предусматривается.
"Химчистки, ателье по мелкому ремонту одежды или, к примеру, велосипедов, йога-центр, зона релакса или spa-кабинеты - это набор Силиконовой долины, далекий от российской действительности, - говорит директор по развитию VMB TRUST Валерий Хламкин. - У нас сотрудники в подавляющем большинстве приходят на рабочее место, как ни странно, ради работы". Поэтому первое и основное требование арендатора - комфортное и оборудованное рабочее место, до которого удобно добираться от дома и есть место для парковки. Кроме того, в обязательную программу сервиса входит обеспечение арендаторов питанием, причем желательно качественным недорогим и разнообразным, что не всегда удается.
Все остальное - произвольная программа, элементы которой арендодатель выбирает исходя из своих целей и задач. В большинстве случаев привлекаемые дополнительные сервисы также являются арендаторами и приносят дополнительный доход арендодателю. Из таких сервисов практически всегда присутствуют банкоматы и пункты экспресс-оплаты на входе в БЦ, кофе-автоматы и снэк-аппараты, а также комнаты для переговоров и конференц-залы. Реже встречаются билетные кассы, нотариальные конторы, спортивные залы, киоски по продаже периодики и канцелярии.
"В последнее время появилась тенденция к открытию продуктовых магазинов в БЦ, что также актуально для арендодателей", - отмечает консультант по офисной недвижимости Maris|CBRE Елена Кашунцова. Правда, эксперты отмечают, что услугами магазинов и химчисток люди обычно пользуются рядом с домом или в проверенных местах, где гарантируется хорошее качество. "Смысла покупать продукты около офиса и везти их домой, особенно на общественном транспорте, нет", - поясняет Денис Фокин. А те, кто ездит на машинах, предпочитают те магазины, в которых они привыкли покупать, при этом они могут быть расположены где угодно.
Что касается автомойки, то она может быть актуальна только при большом парке машин.
Однако при всех плюсах на выбор офиса наличие подобной инфраструктуры не влияет. "Конечно, это является дополнительным бонусом, особенно отделение банка или офис нотариуса, но, как правило, этот аргумент в пользу выбора офиса рассматривается в последнюю очередь", - комментирует директор по маркетингу и продажам МФК "Аэропортсити Санкт-Петербург" Анастасия Пекутко.
По словам Дениса Фокина, ни один арендатор не задавал вопросов о наличии магазинов или химчисток. "Они интересуются только двумя вещами: инженерией (электричеством и кондиционированием) и стоимостью, - уточняет он, - потому что с местом, если они приехали и обсуждают условия конкретного договора, они уже определились".
В размещении в бизнес-центре могут быть заинтересованы сами компании, оказывающие услуги.
"Расположение в БЦ или вблизи него является большим преимуществом, так как проходимость увеличивается во много раз", - говорит ассистент отдела консалтинга и оценки Maris|CBRE Елена Прозорова. "Такой интерес есть, но при хорошей заполняемости и большом объеме площадей в бизнес-центре", - отмечает Анастасия Пекутко. Также рассматривается отсутствие конкуренции рядом. Например, может быть выгоден новый деловой район Пулково: здесь введено много площадей, отсутствует конкуренция из-за удаленности жилья и при этом ощущается нехватка сервиса.