Минпромторг опять начнет платить за подержанные авто

Автор фото: итар-тасс

Глава Минпромторга Денис Мантуров направил в правительство письмо с предложением вернуть программу утилизации авто. Граждане снова смогут получать компенсации за своих "старушек", а финансироваться программа будет из утилизационных сборов, которых, однако, может и не хватить.

Минпромторг предлагает возродить программу утилизации машин. Глава ведомства Денис Мантуров в своем письме к правительству напомнил, что экологическая безопасность остается проблемной стороной автомобильного транспорта. Ведомство считает, что нужно вновь стимулировать утилизацию отъездивших свое автомобилей — за счет компенсаций их владельцам, сообщают "Известия".
Программа уже вводилась в России на два года: с марта 2010 года по апрель 2011. Владелец подержанного автомобиля мог при соблюдении ряда условий сдать свое авто в утилизацию и получить скидочный сертификат на 50 тыс. рублей. Эту скидку он мог использовать только при покупке российского автомобиля, включенного в утвержденный Минпромторгом перечень. В программу попадали только машины старше 10 лет, по массе не превышавшие 3,5 тонны и больше года принадлежавшие своим владельцам.
По информации Минпромторга, за все время действия этой программы с утилизационными скидками было продано 600 тыс. автомобилей, а дилеры получили из бюджета компенсацию общим объемом в 30 млрд рублей. Деньги были потрачены не зря: только за 2010 год продажи легковых автомобилей выросли на 30%. Больше всего программа помогла "АвтоВАЗу" — компания продала с утилизационными скидками 42,8% своих машин. Эксперты считают, что возобновление программы в 2013 году вновь стимулирует продажи российского автопроизводителя.
"Будет использован предыдущий опыт утилизации, в свое время еще в кризис программа показала себя как эффективная мера поддержки рынка. В 2010–2011 годах госпрограмма утилизации автомобилей остановила падение продаж АвтоВАЗа. Скорее всего, в этот раз будет предоставляться такая же скидка в 50 тыс. рублей — это, безусловно, поддержит продажи "АвтоВАЗа", что, собственно, и является важнейшей целью данной программы", — прогнозирует старший аналитик финансовой компании "AForex" Николай Гусев.
Эксперты видят в новом запуске программы утилизации и иной смысл: Минпромторгу необходимо обосновать для других членов ВТО введенный в сентябре утилизационный сбор. С начала осени все импортеры машин обязаны будут платить взнос на будущую утилизацию автомобиля. Партнеры России в международном сообществе считают меру протекционистской, а Минпромторг теперь говорит о том, что собранные средства пустит на новую программу утилизации, т.е. на экологию.
Однако эксперты сомневаются в том, что утилизационные сборы смогут покрыть расходы на новую программу. Ректор УЦ "Финам" Ярослав Кабаков считает, что программу в любом случае придется финансировать из бюджета — утилизационный сбор был введен лишь недавно, но даже в будущем он вряд ли сможет стабильно обеспечивать функционирование программы утилизации. В то же время Ярослав Кабаков ожидает, что вторая программа будет гораздо скромнее первой.
"Основной момент был связан с тем, что программа-то хорошая, но она себя выработала. Программу не стали пролонгировать как раз потому, что количество желающих принять участие в ней существенно сократилось. Не исключено, что с 2013 года программа продолжит достаточно эффективную работу, она хорошо себя показала, но такого потока подержанных авто, как в прошлый раз, уже, конечно не будет", — считает аналитик.
Открытым остается вопрос с размерами компенсации — Минпромторг пока не раскрывает точные цифры. Однако у экспертов есть уже вполне уверенные прогнозы на этот счет. Михаил Крылов, ведущий аналитик компании "Альпари", полагает, что на всю программу будет выделено не более 6 млрд рублей.
"Если премия за сдачу "Газелей" будет учитывать инфляцию 6%, она может вырасти с 50 до 53 тыс. рублей. Для старых автобусов и грузовиков малого и среднего класса сумма может быть установлена на уровне 159 и 212 тыс. рублей соответственно. Сэкономить часть средств удастся за счет бюджета на автобусы большого класса, премия на которые не дорастет до 265 тыс. рублей. Число авто, сданных в утиль, возрастет на 10%, что существенно простимулирует увядающие продажи продукции отечественного автопрома", — подсчитал эксперт.