За четыре года премьерского срока Владимира Путина немецкий автоконцерн Volkswagen стал одним из ведущих автопроизводителей российского авторынка. Россия привлекает иностранные автокомпании c высокими темпами роста, Volkswagen инвестирует значительные средства на восток и продает там десятки тысяч "русских вольгcвагенов". Однако у успеха есть своя цена. Несмотря на вступление России в ВТО, иностранные автоконцерны выгоды не получат: пошлины отменили, но вместо этого появилась обязательная плата.
По субботам тоска по родине приводит иностранцев из Вольфсбурга в трактир "Oberschwein" в центре Калуги — провинциального города в 180 километрах к юго-западу от Москвы. Здесь Volkswagen построил завод стоимостью 600 млн евро, пишет Der Spiegel. Деревенская пивная с ее уютной обстановкой — это часть Германии.
Volkswagen направил в Калугу инженеров из Германии, Польши и Чехии. Они должны помочь компании завоевать прибыльный российский авторынок, который переживает настолько сильный бум, что эксперты больше не сомневаются: Россия перегонит Германию и станет самым большим авторынком Европы. Спорными остаются только сроки, когда это произойдет — через два, три или четыре года. В этом году автопродажи в России, скорее всего, превысят 3 млн машин.
Для Volkswagen Россия — это часть перспектив БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая). Ожидается, что в этих странах автомобильная промышленность будет расти, в то время как в Европе и Америке рост едва ли возможен. Инвестиционная программа главы VW Мартина Винтеркорна рассчитана на 50 млрд евро. Вольфсбургский шеф намерен перегнать самого большого в мире автопроизводителя Toyota, и Россия в этом плане — важный элемент программы.
До сих пор завод работает согласно плану. За последние три года VW почти утроил продажи. С января по октябрь этого года они поднялись почти на 46 %, еще 300 тыс. машин будут проданы до конца года. Уже сейчас VW стал одним из самых сильных автопроизводителей в России, хотя хозяином положения по-прежнему остается "АвтоВАЗ", который вместе с партнером Renault-Nissan продал втрое больше машин, чем VW.
Это связано с Владимиром Путиным. Формально отрасль автопроизводства попадает в компетенцию министерств промышленности и экономики, но фактически в течение четырехлетнего срока Путина на посту премьера последнее слово в автомобильных вопросах оставалось за ним и членами кабинета министров. Весной этого года Владимир Путин и на тот момент президент России Дмитрий Медведев обменялись должностями. Вскоре после этого иностранные автобоссы спросили у Путина, к кому теперь они должны обращаться. Путин ответил, что, естественно, он лично будет заниматься дальнейшим развитием отрасли.
Место встречи имело символическое значение: представители отечественных и зарубежных автопроизводителей встретились с главой государства в Тольятти. Город на Волге — это что-то вроде русского Вольфсбурга, только гораздо больше. А "АвтоВАЗ", который выпускает автомобили Lada, занимает площадь 600 гектаров (6 тыс. м2).
Кремль уже давно надеялся сформировать из некогда советского производителя Lada огромный конгломерат, конкурентоспособного на международном уровне глобального игрока. Эти надежды разбились, но Путин одобрил "Автомобильную Стратегию – 2020", разработанную совместно с экспертами Boston Consulting Group.
Автостратегия Путина сочетает международный опыт с жесткой промышленной политикой. За десять лет Кремль убедил международные автоконцерны построить автозаводы в гигантской империи. Россия заманивала выгодными инвестициями и высокими темпами роста. Страна старалась отгородиться от импортных автомобилей с высокими штрафными пошлинами: кто хочет продавать в России машины, тот должен создавать в России рабочие места, заявило правительство.
В ближайшие годы VW планирует расширить производственные мощности в России до 350 тыс. новых автомобилей. От присоединения России к ВТО автопроизводитель едва ли извлечет пользу: Москва снизила пошлины на импорт новых автомобилей, но взамен ввела обязательную плату. Предполагается, что плата покроет будущие затраты на утилизацию.