Рогачев–2012 против Рогачева–1998

Автор фото: Грачев Сергей
Рогачев Андрей, основатель сети "Пятерочка", совладелец компаний X5, "ЛЭК", "Карусель", "Макромир"
Рогачев Андрей, основатель сети "Пятерочка", совладелец компаний X5, "ЛЭК", "Карусель", "Макромир"

Человек, который придумал, пожалуй, самый главный бренд — символ постсоветского времени «Пятерочка», человек, который никогда не фотографируется, человек, который оформлял переговорную комнату в своем офисе как пыточную камеру, — петербургский миллиардер Андрей Рогачев после многолетнего перерыва вернулся в торговый бизнес, который принес ему главный успех. dp.ru решил отыскать сходства и отличия между «Пятерочкой» и новыми проектами Рогачева — российским «Верным» и американским Okey–Dokey.

С точки зрения брендинга связь «Верного» с образным строем сети супермаркетов «Пятерочка» очевидна. Такой же базовый красный цвет. Аналогичный наклонный шрифт без засечек. Даже динамичная горизонтальная линия над буквой «П» в логотипе «Пятерочки» напоминает подчеркивание в логотипе «Верный». Если совместить эти линии, то получится, что «Верный» надстраивается над «Пятерочкой», то есть он новее и выше.
В этом контексте «Верный» похож на вызов, брошенный «Пятерочке». Вызов «Верного» «Пятерочка» приняла и ответила в своей рекламе «Вернее верного». Но это скорее война амбиций, чем война бизнесов.
Слово «верный» — это еще и правдивый, честный, настоящий, порядочный и безупречный. То есть название было выбрано таким образом, чтобы оно, с одной стороны, свидетельствовало о честности ретейлера и качестве товаров, с другой стороны — о приверженности потребителей этой розничной сети.
При этом слово «верный» относится к паранойяльной психологической акцентуации. Это сверхценные идеи и страстное желание осчастливить все человечество. Но это также обостренное чувство социальной несправедливости, обидчивость и мстительность, а также самонадеянность и честолюбие. Не хочу показаться «бизнес–психотерапевтом», но, видимо, совокупность этих качеств создателя «Верного» сыграла не последнюю роль в выборе имени.
С моей точки зрения, название должно быть именем существительным, а не прилагательным. Прилагательное всегда хочется закончить существительным. Название, относящееся к паранойяльной лексике, слишком экспрессивное и экзальтированное. Хорошее имя для бренда должно быть умеренно–спокойным (слишком яркий автомобиль через некоторое время начинает мозолить глаза его владельцу). Слишком частое использование в маркетинговых коммуникациях слова «верный» может дать обратный эффект: «наверное, они совсем не верные, честные и порядочные, если так много говорят о верности».
Ассоциации, которые вызывает «верный»: это что–то очень чистое, очень высокое, прямое, неизменное, статичное, большое, устойчивое, наполненное, глубокое, светлое, собранное и гладкое.
Ежик, используемый в рекламе, в первую очередь маленький и колючий и во вторую очередь — милый и забавный. Если нужно закодировать верность в образах природы, то это собака (каждый школьник это знает). К тому же характер рисунка говорит о том, что «верный ежик» довольно инфантильный и наивный. Он не способен передвигаться, у него получился большой живот и малоподвижные руки.
Продуктовые магазины в России все одинаковые. Кроме location ничего отличительного нет, весь вопрос в том, удачно встали или нет.
В розничной торговле сегодня сформировать уникальный ассортимент невозможно. Он пересекается процентов на шестьдесят. В «Верном» сделан упор на фрэш, что, в общем–то, логично. Насколько удастся удержать эту категорию — большой вопрос, так как это очень непростая задача. Олег Высоцкий управлял «Пятерочкой», поэтому яблочко от вишенки далеко не падает и «Верный» будет примерно такой же.
Основная проблема возникнет с поставщиками. Под несколько магазинов никакой поставщик прогибаться не будет. Поэтому на сегодняшний день этот проект обсуждать бессмысленно. Их убьют поставщики. По Питеру надо иметь как минимум 250 – 300 магазинов, чтобы иметь хорошие цены от производителей.
В России производителей мало: за границей, грубо говоря, их 15 млн, а у нас 15 тыс. — вот и вся разница. У нас производителей воды, например, как грязи, а поставщиков овощей–фруктов по пальцам можно пересчитать. Если зайти в ту же «Пятерочку», «Ашан» или «Азбуку вкуса», то яблоки одни и те же, потому что поставщики одни те же. Рынок непривлекательный с точки зрения захода сюда поставщика.
Ретейл — это дьявол в деталях. Это самый сложный вид бизнеса. Вопрос, как в «Верном» будут заниматься операционной деятельностью. Кроме того, успех будет зависеть и от того, насколько быстро в «Верном» смогут выстроить логистику. Для меня, как покупателя, в их адрес респект и уважуха.
Но надо понимать, что сейчас делается хороший малый бизнес средней руки, несмотря на то что это делает человек с именем. Честь ему и хвала! И дай Бог ему здоровья! Понятно, что для вас, как для СМИ, фамилия Рогачев — сакральная. Но если ее сейчас тиражировать, то мы ее разрушим, как ни смешно это звучит.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.