В поисках идеального показателя

Автор фото: Trend/ Виктория Ламзина

Единого индекса эффективности управления не существует. Некоторые аналитики считают базовым показателем выручку, другие - величину активов, третьи - рентабельность капиталов.

Подготовить рэнкинг автозаводов Петербурга и Ленинградской области по величине выручки на каждого сотрудника "ДП" предложил аналитическому агентству CredInform. Средний оборот на одного сотрудника - один из показателей производительности труда на предприятии, показывающий отношение выручки от реализации произведенной продукции за анализируемый период к среднесписочному количеству работников компании, - некоторыми аналитиками признается как показатель эффективности работы менеджмента компании.
Эксперты CredInform, подготовив рэнкинг, все же считают, что на основании величины оборота на одного сотрудника нельзя сделать однозначный вывод об эффективности работы и оптимальности численности сотрудников на производстве. Встречаются ситуации, когда выручка на одного сотрудника двух предприятий оказывается равной и, таким образом, делается вывод об одинаковости эффективности служащих этих двух фирм. Однако другой критерий - прибыль на одного сотрудника - у одной компании может быть отрицательным, что может свидетельствовать о снижении объемов продаж или же об увеличении доли издержек. Таким образом, показатели выручки и прибыли на одного сотрудника лучше анализировать в комплексе, иначе выводы могут оказаться некорректными.
Эксперты CredInform включили в итоговую таблицу еще и индекс платежеспособности ГЛОБАС-i - оценку кредитоспособности и финансовой устойчивости юридического лица, разработанную информационным агентством CredInform в соответствии с мировыми стандартами и учитывающую специфику российской экономики. Наивысший индекс платежеспособности - от 100 до 200, высокий - от 200 до 300, удовлетворительный - от 300 до 450.
Индекс рассчитывается для всех российских компаний, основой являются официальные данные, полученные из Росстата и Е­ГРЮЛ. При расчете индекса учитывается вся история развития и работы компаний на протяжении последних 15 лет существования.
Информационная система ГЛОБАС-i (CredInform) - это 24-часовой online-доступ к данным по российским компаниям: регистрация, сведения об учредителях, руководителях, видах деятельности, балансовые показатели, лицензии, торговые марки, решения арбитражных судов, сведения о госконтрактах, объявления о несостоятельности. Агентство создано в 1994 году. Сегодня база содержит информацию о 7 млн компаний, а также их финансовую историю за последние 15 лет. Благодаря собственному колл-центру CredInform информация системы ГЛОБАС-i обновляется ежедневно.
На территории Петербурга и Ленобласти в настоящее время действует шесть автозаводов: четыре завода по производству легковых автомобилей (Nissan, Hyundai, GeneralMotors, Toyota) и один завод по производству грузовиков (Scania) располагаются в Петербурге, а один автозавод (Ford) находится на территории Ленинградской области во Всеволожске.
Согласно представленному рэнкингу больше всего выручки из всех автозаводов приходится на одного сотрудника концерна Nissan. Однако присвоенный данному предприятию удовлетворительный индекс платежеспособности ГЛОБАС-i® говорит о наличии убытка в предыдущих отчетных периодах, что может явиться причиной возможных финансовых затруднений организации в будущем.
На долю каждого сотрудника компаний, занимающих вторую и третью строчки рэнкинга, приходятся близкие значения выручки на одного работающего. Однако Всеволожскому автозаводу Ford присвоен высокий индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®, что говорит о хороших показателях чистой прибыли и финансовой стабильности предприятия. Южнокорейскому же Hyundai соответствует удовлетворительный индекс платежеспособности вследствие наличия убытка в 2010 и 2009 годах. Но стоит отметить, что в первой половине 2012 года этот завод стал лидером среди автопроизводителей Петербурга и Ленинградской области по продажам в России автомобиля Hyundai Solaris.
Деятельность одного сотрудника General Motors приносит компании 12 млн прибыли. Учитывая, что на предприятии трудится на 8,7% работников больше, чем на заводе Hyundai, и практически в 2 раза больше, чем у Toyota, следующего строчкой ниже, показатель можно назвать весьма скромным. К тому же "Джи Эм Авто" четвертый год подряд работает в минус, чем и объясняется достаточно низкий (удовлетворительный) индекс, присвоенный компании.
Замыкает рэнкинг некогда производивший автобусы, а ныне поставляющий на российский рынок грузовые автомобили завод Scania. Удовлетворительное значение индекса компании присвоено вследствие наличия убытка в 2011 и 2010 годах.
Как отмечает Ирина Ерохова, заместитель директора CredInform, величина оборота на одного сотрудника - весьма грубый показатель. На его основании нельзя сделать однозначного вывода об эффективности работы топ-менеджмента, сотрудников и оптимальности их численности в компании.
Для производственных предприятий правильнее было бы рассмотреть еще и величину выручки на одного работающего (отношение оборота к численности именно рабочего персонала). А также сравнить данные показатели со среднеотраслевыми.
Эффективность использования трудовых ресурсов также может оцениваться показателями прибыли от основной деятельности на одного работника (отношение результата от основной деятельности к численности всего персонала) и чистой прибыли на одного работника (отношение чистой прибыли (убытка) к численности всего персонала). Стоит отметить, что для получения более корректного результата необходимо оценивать все вышеперечисленные показатели в комплексе.