Доля вертикально-интегрированных компаний на рынке АЗС Петербурга выросла до 55%

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Операторы АЗС открывают в Петербурге новые станции, несмотря на насыщение рынка.

В Петербурге сегодня работает 473 автозаправки, в Ленинградской области их в 2 раза меньше - 238. По данным Нефтяного клуба СПб, за счет строительства новых АЗС доля вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) за последний год выросла с 50 до 55%.
Так, с начала 2012 года шесть новых АЗС открыла "Газпромнефть-Северо-Запад", из них четыре в Петербурге и две в Ленинградской области. До конца 2012 года компания планирует ввести в эксплуатацию еще девять АЗС, из них шесть станций в СПб и три в ЛО. В течение 2013 года число АЗС сети "Газпром­нефть" увеличится на шесть станций в СПб и на восемь в Ленобласти.
"С 2012 года мы уделяем отдельное внимание развитию многотопливных АЗС, на которых, помимо традиционных видов топлива, в продаже представлено газомоторное топливо", - говорит Валерий Ледовских, генеральный директор ЗАО "Газпромнефть-Северо-Запад". По его словам, компания рассматривает возможность открытия автоматических АЗС в Петербурге и области.
Активно наращивает долю другой представитель ВИНК - компания TNK-BP. В этом году оператор открыл пять АЗС под брендом ВР, из них четыре в СПб и одну в ЛО. По словам представителя TNK-BP, до конца года компания откроет в Ленобласти еще пять АЗС (три ТНК и две ВР). Причем две станции под брендом "ТНК" будут построены в новом для местного рынка трассовом формате. Обе расположатся в Трубниковом Бору и будут ориентированы на дальнобойщиков. В частности, к услугам клиентов будут предоставляться душевые, стирка, вместительная отдельная парковка для фур и т.д. В 2013 году компания запустит как минимум 11 новых объектов как в городе, так и в области.
"Наиболее интересным для нас остается развитие сети в границах Петербурга и на основных вылетных магистралях. Вместе с тем мы активно прорабатываем варианты по строительству АЗС на федеральных трассах, а также изучаем потенциал выхода в крупнейшие города Ленинградской области", - сообщили в TNK-BP.
Наряду с ВИНК продолжают развиваться такие крупные независимые операторы, как Neste, Shell и Statoil. Последний 13 из 16 своих АЗС ввел в 2012 году. В сентябре 2012 года состоится открытие новой АЗС Statoil на Витебском пр. "Она будет выполнена в новой концепции трассовой АЗС и будет отличаться от остальных наших АЗС новыми конструктивными и дизайнерскими решениями", - говорит Сандис Штейнс, глава российского подразделения Statoil Fuel & Retail ASA.
ПТК , которая владеет свыше 110 АЗС в Петербурге и Ленобласти, в этом году открыла в городе одну. Еще на пяти земельных участках компания ведет проектные работы. "Мы не строим лишь для того, чтобы обозначиться в каком-то регионе, это не наш путь. Каждый объект должен быть прежде всего рентабельным и удовлетворять спрос наших клиентов, - объясняет стратегию развития Александр Белов, генеральный директор ООО "ПТК-Сервис". - Мы можем сказать, что у ПТК достаточно развитая сеть, которую нужно оптимизировать лишь в некоторых районах".
По словам эксперта, региональный рынок уже достаточно перенасыщен АЗС. Потенциал для развития рынка он видит прежде всего в новых жилых кварталах, на КАД, а также на съездах с Западного скоростного диаметра.
"Вопрос не в том, достаточно ли АЗС в том или ином районе, а в том, может ли компания удовлетворить спрос со стороны клиентов, достаточно ли у нее АЗС, равномерно ли они распределены в городе. Естественно, исключение составляют магистрали с высоким транспортным потоком, на которых спрос всегда превышает предложение и строить АЗС на которых рентабельно всегда", - указывает Александр Белов.
О перенасыщении рынка говорит и тот факт, что помимо строительства собственных комплексов с нуля операторы АЗС сегодня готовы приобретать существующие заправки. Так, самой крупной сделкой этого года стала покупка компанией Statoil семи АЗС у "ЭкоГазСервиса", работающего под брендом IP. Возможность приобретения активов у конкурентов также рассматривает "Газпромнефть-Северо-Запад".