Курс на стабильность

Автор фото: Reuters

Президент РФ Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме не оправдал ожиданий тех, кому хотелось жестких заявлений. Его выступление свелось к уже много раз повторенным тезисам о том, что Россия ничем не отличается от запада, а в чем-то даже лучше.

От выступления Владимира Путинанекоторые присутствовавшие в зале ждали "жестких" слов. Такие слухи ходили среди гостей ПМЭФ, рассказывает Neva24.ru. В принципе, это было логично - Путин только что вернулся в кресло президента и вполне мог провозгласить какой-нибудь новый курс или "наехать" на Запад, чтобы показать, что в Кремль вернулся "хозяин".
Но речь оказалась традиционной. В "джентльменский набор" выступления президента России на форуме в Петербурге входят заверения о том, что Россия - страна открытая, с честными и равными правилами бизнеса; приглашение иностранных инвесторов и обещания исправно поставлять в Европу нефть и газ; разной толщины намеки на то, что Россия могла бы играть в мире роль позначительнее, и поэтому не худо бы ее рассматривать как равноправного партнера; и наконец дипломатичная критика иностранных экономик, направленная опять же на то, чтобы обозначить претензии Москвы на признание.
"Обязательную программу" Путин исполнил. Пообещал "закрепить имеющиеся в России естественные конкурентные преимущества" (то есть увеличить добычу нефти и газа), "свободную и честную конкуренцию" и "простор для инноваций" для бизнеса, а также традиционно борьбу с коррупцией ("Коррупция, к сожалению, без всякого преувеличения - самая большая угроза нашему развитию. Риски здесь значительно серьезнее, чем колебания цены на нефть", - вздохнул премьер).
Он пригласил иностранцев работать в России, сказав: "Мы будем приветствовать участие в приватизационных сделках наших зарубежных партнеров", а в качестве "силового элемента" покритиковал, тоже не в первый раз, иностранные экономики за "дефицит решительных действий". "Мы видим, как многие принципиальные и очевидные шаги откладываются из-за политических, партийных, групповых противоречий, из-за текущей внутриполитической ситуации, из-за текущей политической повестки дня в ведущих экономиках мира, а полумеры только усугубляют ситуацию", - заключил Путин.
Критике подверглись и международные органы. "Надо от деклараций переходить к реальной реформе МВФ, других международных финансовых институтов, к реформе, которая бы учитывала новую экономическую расстановку сил", - отрезал Путин. "Новая расстановка" - это значит с учетом мнения Москвы, а то сейчас ситуация в глобальной экономике "выглядит тревожной".
Чтобы зарубежные партнеры совсем не волновались, Путин заверил, что российские власти по-прежнему будут держать большую часть средств в евро и не откажутся от этого и будут обеспечивать "стабильное развитие страны", стремясь к "эффективному государство на службе государства и общества, правоохранительной и судебной системами, пользующимися безусловным доверием граждан".
Приблизительно то же самое говорилось на предыдущих форумах. Например, в 2007 году, когда Путин выступал на ПМЭФ в последний раз, он заявлял, что "существующие международные организации не вполне справляются с регулированием... глобального рынка. Структуры, созданные в расчете на небольшое количество активных игроков, выглядят подчас архаичными, недемократичными и неповоротливыми. Далеки они и от учета современного расклада сил". За пять лет ситуация, видимо, мало изменилась.
В 2007 году Путин обещал "строить максимально благоприятный режим для иностранных инвесторов", увеличивать поставки углеводородов, открыть экономику для иностранных инвестиций и формировать "отношения, построенные на доверии и взаимовыгодной интеграции" (в этом году - "без здоровой конкуренции рыночная экономика проявляет не меньшую склонность к загниванию, чем командно-административная система"). Примерно то же самое разными словами говорил и Дмитрий Медведев в период своего президентства.
По-видимому, смысл выступлений главы России на ПМЭФ заключается в том, чтобы раз в год публично подтверждать иностранным партнерам: все в порядке, все спокойно, у нас ничего не меняется. И коррупция все та же, не переживайте.