Бизнесмены намерены вложить $2,5 млрд в реконструкцию исторических усадеб Ленобласти под офисы и отели

Автор фото: Яковлева Елена

Олег Шуляковский и ряд других бизнесменов обещают вложить миллиарды долларов в исторические объекты Ленобласти, превратив их в офисы и отели.

Правительство Ленобласти и ООО "Наследие", совладельцем которого является экс–директор Балтийского завода и акционер одной из компаний холдинга "ИСТ" Александра Несиса Олег Шуляковский, готовят соглашение о реставрации исторических усадеб и дач на территории области. Бизнесмены планируют восстанавливать эти объекты, оформлять их в собственность и размещать там отели, базы отдыха, офисы банков и крупных компаний. В комитете по культуре Ленобласти подтвердили, что такое соглашение готовится и концепция одобрена.
Заявленный объем инвестиций в проект выглядит неправдоподобно — от $2,5 млрд в течение ближайших нескольких лет. Это больше годового бюджета региона: доходы консолидированного бюджета Ленобласти в 2012 году прогнозируются на уровне 70 млрд рублей.
В ООО "Наследие" отказались открыть источники инвестиций, отметив лишь, что в проекте заинтересованы несколько банков. Согласно данным СПАРК, совладельцами ООО "Наследие" являются Олег и Борис Шуляковские, Владимир Полукеев и Мария Сидорова.
Олег Шуляковский подтвердил "ДП" свое участие в проекте. Что касается интереса к проекту Александра Несиса как потенциального инвестора, то пока его никто не подтверждает. У представителей ИСТ получить комментарий оперативно не удалось. Однако среди известных бизнес–партнеров Шуляковского Несис — единственный, кто может располагать суммой в $2,5 млрд.
Александр Несис — совладелец группы компаний "ИСТ", контролирующей "Полиметалл", Номосбанк, ХантыМансийский банк и другие компании. У бизнесмена в Ленобласти есть свои интересы. В начале 2012 года холдинг "ИСТ" открыл в Тихвине вагоностроительный завод, объем инвестиций в который составил более 30 млрд рублей. Также компания планирует благоустройство территории Тихвина и выделит для этого в течение 5 лет 500 млн рублей.
В конце прошлого года Олег Шуляковский через компанию Staroak ltd, подконтрольную компании Шуляковского Korment Ltd, купил 4,23% акций Polymetal International, владеющей почти 100% ОАО "Полиметалл". По биржевым котировкам покупка Шуляковского оценивалась в $238 млн.
Несис и Шуляковский в прошлом работали вместе в руководстве Балтийского завода, состоят в дружеских отношениях и неоднократно тепло отзывались друг о друге в прессе.
Еще один совладелец ООО "Наследие" — бывший замглавы Василеостровского района Петербурга и экс–замдиректора Балтийского завода Владимир Полукеев (родство с бывшим вице–губернатором города Александром Полукеевым он отрицает). По информации, распространенной СМИ Республики Коми, в 2009 году он обвинялся в крупном мошенничестве после попытки заняться бизнесом в Сыктывкаре — там ему потребовалось несколько земельных участков под общепит. Сам он обвинил в своих злоключениях "коррупционно–мафиозную систему" и высокопоставленных чиновников Республики Коми.
Чтобы понять, насколько интересен этот проект для инвесторов, надо каждый конкретный объект рассматривать индивидуально. Очень многое зависит от месторасположения усадьбы и от того, что входит в предмет охраны. Стоимость реконструкции крупного объекта можно обозначить от 1 млрд рублей и выше. Сложностей при восстановлении исторических объектов достаточно много. Например, на первом этапе потребуется очень много согласований различного рода документации. Следует учесть, что обычные алгоритмы действий в отношении объектов культурного наследия не действуют, так как строительная нормативная база не всегда применима к таким объектам. Инвестору придется тщательно расписывать бизнес-план, учитывать особенности организации производства работ, вплоть до организации быта рабочих и т.д. При всем этом, как правило, приспосабливать такие объекты под современное использование практически очень сложно и при больших затратах эти объекты имеют длительный срок окупаемости вложенных инвестиций.
Владимир Аркушенко
Заместитель генерального директора ОАО "Талион"
Владимир Полукеев также является вице–президентом Ассоциации предприятий по восстановлению утраченных памятников истории и культуры Северо–Запада. Впрочем, градозащитные организации Петербурга ничего не знают ни о самой ассоциации, ни о ее проектах.
Согласно концепции воссозданные памятники регионального значения отойдут в собственность инвесторов, которые разместят там офисы, отели, базы отдыха. Ленобласть взамен получит восстановленные усадьбы и деньги за выкупленную под памятниками регионального значения землю. Памятники федерального значения, относящиеся к наследию ЮНЕСКО, бизнесмены получат в долгосрочную аренду. В частности, речь идет о Ропшинском дворце, Демидовской усадьбе, поместье графа Разумовского. По подсчетам авторов концепции, всего в области насчитывается около 1 тыс. усадеб и дач только федерального значения, подлежащих восстановлению, средняя стоимость которого составляет около $1 млн.
"Важно привлечь к проблеме спасения усадеб и дач предпринимателей. Благодаря грамотному менеджменту они могли бы быстро вернуть капиталовложения. Например, в случае размещения в старинных усадьбах и дачах резиденций компаний можно было бы проводить там не только корпоративные мероприятия: семинары, праздники, переговоры, но и создать условия для отдыха сотрудников, а также в таких местах можно устраивать банкеты, свадьбы и другие мероприятия, которые позволили бы окупить затраты на реставрацию за несколько лет", — отмечается в концепции ООО "Наследие".
Бизнесмены и эксперты скептически комментируют инициативу "Наследия". В Петербурге приватизация исторических зданий сопровождалась серией скандалов. В 2012 году городской суд признал, что администрацией Валентины Матвиенко с госохраны были незаконно сняты 38 исторических зданий. Впрочем, петербургские эксперты не спешат сравнивать ситуации в городе и области.
"Усадьбы Ленобласти в аварийном состоянии надо раздавать инвесторам бесплатно. Причем в качестве территории памятника надо закрепить весь прилегающий ландшафт, чтобы рядом ничего нельзя было строить. Главное — контролировать, как идет реставрация", 1 поясняет депутат горпарламента Алексей Ковалев.