Банки возвращают потраченные деньги на карту

Автор фото: Байгушева Антонина

Банковские карты с опцией cash back позволяют вернуть на счет часть потраченных средств.

Стандартные условия договора на выпуск банковских карт с опцией cash back предполагают возврат на счет 1% от суммы потраченных средств на различные товары и услуги, список которых определяет банк-эмитент. В России кредитные и расчетные карты с функцией cash back выпускают пока несколько банков: "Авангард", "ВТБ 24", "СИАБ", Ситибанк, Экспобанк, Сбербанк.
Вернуть часть потраченных средств обратно можно за любую покупку, однако вознаграждение не начисляется за операции по снятию наличных денежных средств, переводу денежных средств со счета кредитной карты, при конвертации, оплате банковских и страховых услуг, а также иных операций, не являющихся операциями по оплате товаров, работ и услуг.
Карты с опцией cash back могут быть ориентированы на определенную группу пользователей. Например, карта MasterCard World от "Авангарда" предназначена для людей, которые много путешествуют. Оплачивая товары и услуги, клиенты получают от банка бонусы в размере 1% от суммы операции. Для того чтобы накопленные бонусы были зачислены на картсчет, необходимо произвести оплату картой в торговой точке, связанной с туризмом (продажа авиа- и железнодорожных билетов, бронирование и проживание в отелях, услуги туристических фирм, аренда автомобилей, покупки в duty free, услуги связи, услуги АЗС). Ситибанк с недавних пор выпускает кредитную карту Citi Select, позволяющую накапливать "селекты" при совершении любой покупки. Баллы - "селекты" могут быть обменены на вознаграждение по выбору клиента, такое как бонусные "мили" авиакомпаний-партнеров, товары и скидки компаний-партнеров, включая возврат части потраченных средств в денежном эквиваленте - cash back. "В большинстве случаев каждый банк ориентируется на определенный клиентский сегмент, и сформированное предложение зависит от потребностей данного сегмента. Карта с опцией cash back рассчитана на сегмент финансово дисциплинированных людей, для которых важны не привилегии или возможности, а экономия и выгода. Ситибанк заинтересован в привлечении таких клиентов, поэтому в линейке наших продуктов присутствует cash back в качестве отдельного вида карты, а в программе Citi Select эта опция совмещена с дополнительными возможностями", - говорит Руслан Беляев, управляющий филиалом ЗАО "КБ "Ситибанк" в Санкт-Петербурге. В конце прошлого года Сбербанк запустил для всех держателей банковских карт бонусную программу "Спасибо", по которой 0,5% от стоимости покупки возвращается в виде бонусных баллов. Один балл равен одному рублю, но потратить накопленные "спасибо" можно в ограниченном количестве торговых точек.
Существуют программы с повышенным начислением cash back. Так, в "ВТБ 24" держатели карт "Мои условия" и владельцы премиального пакета услуг "Приоритет", неотъемлемой частью которого является выпуск карты Visa Platinum, могут выбрать одну из четырех бонусных категорий, по которой им банк возвращает на счет не 1%, а 5% от суммы покупки: "Автозаправки", "Аптеки", "Бары/кафе/рестораны", а также "Магазины косметики".
По таким картам существует ограничение по максимально возможной сумме возврата денежных средств в месяц - для того, чтобы добраться до этого предела, необходимо исключительно в рамках выбранной бонусной категории потратить за месяц 300 тыс. рублей.
Совместные с партнерами карты с функцией cash back выпускает банк "Авангард". Для клиентов банка в Петербурге выпускаются: MasterCard Volvo, MasterCard "МегаФон" и MasterCard Platinum "МегаФон". Бонус от банка по этим картам составляет также 1% от операций оплаты товаров и услуг. Карты MasterCard Volvo выпускаются для членов клуба автолюбителей "Российский Клуб Вольво", а также для всех желающих вступить в этот клуб. Бонусы выплачиваются при оплате товаров и услуг, совершенных в торгово-сервисном предприятии одного из партнеров клуба. MasterCard "МегаФон" и MasterCard Platinum "МегаФон" выпускаются для абонентов сети "МегаФон Северо-Запад". Они позволяют получать бонусы за покупки и превращать их в минуты разговоров в сети "МегаФон". В конце каждого месяца накопленные бонусы начисляются на лицевой счет абонента этой сети.
Количество и разнообразие предложений системы cash back на российском банковском рынке пока не велико. "Специфика бонусируемых карт по большей части связана с экономикой этого продукта, так как банку необходимо отдавать часть своего дохода клиенту. По всей видимости, именно это обстоятельство не позволяет российским банкам широко предлагать такие карты", - считает начальник управления организации розничных услуг банка "Авангард" Константин Гринглоз.
"По всей видимости, банки не хотят нести дополнительные расходы и сокращать свою маржу по обслуживанию операций, связанных с пластиковыми картами, - рассуждает Михаил Иоффе. - Впрочем, мы считаем, что за подобными продуктами будущее и число банков, выпускающих карты с функцией cash back, будет постоянно увеличиваться".