В преддверии летнего повышения спроса на перелеты из Петербурга авиакомпании начали энергично запускать новые рейсы и увеличивать частоту полетов, чтобы занять доминирующее положение на маршрутах.
Обычно с мая по сентябрь объем авиаперевозок удваивается, а в этом году нагрузка на аэропорт может значительно возрасти, ведь мест, куда теперь можно улететь прямо из Петербурга, а не через Москву, становится все больше. Так, с конца апреля крупнейший греческий перевозчик Aegean Airlines, входящий в Star Alliance, запустил регулярные рейсы в Салоники, на Родос и Корфу, тунисская авиакомпания Nouvelair - в Тунис, и итальянская Air One - в Венецию.
Не отстают от иностранных авиаперевозчиков и родные авиакомпании. Впервые в этом году из Пулково можно будет улететь самолетами "Трансаэро" в Варну, Бургас, Рим и Милан. Петербургская авиакомпания "Россия", входящая в группу "Аэрофлот", в конце мая откроет новые сезонные рейсы (до конца сентября) в Аликанте, Даламан, Измир, Керкиру, Кос, Тенерифе, Лиссабон, Сплит, Ханью. На внутренних авиалиниях крупные перевозчики в основном наращивают частоту полетов по существующим направлениям. Новые открывают в основном средние по объему перевозок компании.
Например, "Ак Барс Аэро" открыла в преддверии летнего сезона рейс из Петербурга в Астрахань. Осталась очень довольна начинанием. "Загрузка на рейсе Санкт-Петербург - Астрахань практически 100% при среднеотраслевом показателе 65-72%", - заявляет представитель авиакомпании Ильгиза Ишинбаева.
Во многом благодаря расширению географии полетов Пулково ударными темпами наращивает пассажиропоток, который по итогам 2012 года может превысить отметку 11 млн человек. Причем на международных линиях объем перевозок растет более высокими темпами, чем на внутренних линиях.
Расширение географии полетов за пределами России, вероятнее всего, позволит Пулково оттянуть на себя тех пассажиров, которые раньше полетели бы через столичные авиавокзалы.
Однако серьезную угрозу для местного аэропорта представляет деятельность не московского авиаузла, а финских авиаторов. С каждым годом все больше россиян предпочитает летать на дискаунтерах из финских аэропортов, добраться до которых можно за 15 евро (570 рублей) и заплатить за перелет, например, в Париж еще 50 евро (1,9 тыс. рублей). Что в сумме несопоставимо меньше, чем придется заплатить за вылет туда же из города на Неве: 12-14 тыс. рублей. "К сожалению, мы наблюдаем переток туристов, потому что в России дискаунтеры не приживаются", - говорит коммерческий директор петербургского филиала НТК "Интурист" Татьяна Вишнякова.
“
В весенне-летней период из аэропорта Пулково традиционно открываются новые маршруты и увеличивается частота полетов по действующим направлениям.
Наша компания выступает за увеличение количества "назначенных" перевозчиков на популярных среди пассажиров международных маршрутах.
Как показывает практика, когда несколько авиакомпаний выполняют рейсы по одному направлению, стоимость таких перевозок существенно снижается.
Еще одним способом снижения стоимости авиабилетов и расширения географии полетов из Пулково является постепенный ввод над территорией Российской Федерации режима "открытого неба".
Сергей Эмдин
генеральный директор ООО "Воздушные ворота Северной столицы"
Развернуться в полную силу на международных линиях отечественным перевозчикам не позволяют административные барьеры.Чтобы лететь за границу, российскому перевозчику нужно получить разрешение (лицензию). Его выдает Росавиация на основе двусторонних межправительственных соглашений между РФ и другими государствами.
Авиаторы всегда подозревали регулирующее ведомство в том, что оно подыгрывает крупнейшей авиакомпании РФ - "Аэрофлоту". Он выступает "назначенным" перевозчиком по большинству международных направлений.
“
Стоимость чартера из Петербурга в любом направлении, по оценкам экспертов, завышена. Из-за недостаточного уровня конкуренции между перевозчиками и отсутствия выбора у пассажиров около 40% петербургских туристов жертвуют удобством и летят по популярным зарубежным направлениям из Москвы, чтобы сэкономить. Нынешнее состояние петербургского аэропорта не позволяет привлечь большое количество перевозчиков и широко развивать маршрутную сеть, хотя это напрямую влияет на судьбу города как туристического центра. Авиакомпании используют все пути для того, чтобы занять в Пулково свою нишу, и часто стремятся работать на уже раскрученных направлениях, чтобы не вкладываться в маркетинг. Например, в последние 2 года растет популярность рейсов в Италию и Грецию.
Татьяна Гаврилова
исполнительный директор Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии
Механизм распределения лицензий не раз становился причиной скандалов. Но в конце апреля министр транспорта России Игорь Левитин подписал приказ о создании межведомственной комиссии по допуску авиакомпаний к международным перевозкам.