Город откажется от Орловского тоннеля, но не от денег, выделяемых на него из Инвестфонда

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Смольный окончательно отказался от проекта Орловского тоннеля, но не намерен терять 15 млрд рублей средств Инвестфонда. Чиновники просят направить их на метро или транспортный обход центра.

Как сообщили "ДП" источники в Смольном, правительство города окончательно отказывается от строительства Орловского тоннеля. Официальное заявление будет сделано в ближайшее время. В комитете по инвестиционным стратегическим проектам (КИСП) эту информацию не прокомментировали. Накануне глава КИСП Алексей Чичканов заявил "ДП", что уже зарезервированные на тоннель 15 млрд рублей из Инвестфонда город в случае полного отказа от проекта попытается выбить под проекты транспортного обхода центра или метро. "Главная задача - чтобы эти деньги не пропали", - заявил он.
Строительство Орловского тоннеля было приостановлено осенью 2011 года. Новое правительство во главе с губернатором Георгием Полтавченко сочло его слишком дорогим, так как стоимость проекта возросла с 76 млрд (так он оценивался в 2011 году с учетом средств на эксплуатацию в течение 30 лет) до 115 млрд рублей. В октябре 2011 года Невская концессионная компания (НКК), структура депутата Госдумы Виталия Южилина, объявила, что удешевит строительство на 15-20 млрд рублей. Как заявлял председатель совета директоров НКК Шавкат Кары-Ниязов, "возможен вариант оптимизации путем подключения к улично-дорожной сети". Курировавший тогда проект вице-губернатор Юрий Молчанов говорил об изменении прилегающей к тоннелю инфраструктуры, сокращении количества полос и съездов.
Окончательно власти города должны были принять решение еще в конце ноября 2011 года, затем сроки сдвинулись до конца 2012 года. Помимо уже зарезервированных 15 млрд рублей Смольный хотел запросить в федеральном бюджете еще столько же, но до этого так и не дошло. Вице-губернатор Сергей Вязалов провел с Виталием Южилиным серию переговоров, которые не увенчались успехом. Компании уже вернули из горбюджета 1,2 млрд рублей - стоимость работ по согласованию проекта и независимой инженерной экспертизы. В НКК не стали комментировать ситуацию.
Как заявил "ДП" Алексей Чичканов, город попытается сохранить зарезервированные в Инвестфонде под Орловский тоннель 15 млрд, чтобы направить их на другие проекты - транспортного обхода центра или метро. Если Смольному удастся получить эти средства, то, учитывая отказ от строительства еще и Ново-Адмиралтейского моста, наметится выход из транспортного коллапса.
Федеральные средства от Орловского тоннеля будут очень кстати для петербургского метро. Утвержденный городским правительством план развития метрополитена до 2025 года предусматривает строительство 45 новых станций, причем семь из них должны быть сданы до 2015 года.
По оценке председателя комитета по транспорту Станислава Попова, чтобы полностью реализовать эти планы, нужно ежегодно тратить 30 млрд рублей. Минимально допустимый уровень расходов на строительство новых линий и станций метро - 15 млрд рублей в год. Однако, как сообщили в ОАО "Метрострой", в этом году объем финансирования составляет всего 13 млрд рублей. Эта сумма включает расходы на строительство новых объектов, закупку новых составов и оборудования метрополитена.
Под строительство нового Фрунзенского радиуса метро (станции "Междуна­родная", "Бухарестская" и наклонный ход станции "Спасская") выделено только 7 млрд рублей. В этом году реально еще получить деньги только на строительство второго выхода станции "Спортивная", технический проект которой прошел экспертизу, полагают "Метрострое".
Другой требующий федерального финансирования проект - транспортный обход центра (ТОЦ) через Обводный канал - был презентован комитетом по транспорту прошлой осенью. Согласно концепции ТОЦ, до 2015 года планируется построить четыре тоннеля на пересечении наб. Обводного канала с Московским и Лиговским пр. и в двух местах со Старо-Петергофским пр., а также несколько развязок. Пока ТОЦ оценивается в сумму более 19 млрд рублей, причем власти рассчитывают строить его на основе ГЧП.