Лизинг коммерческого транспорта сбавляет обороты

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

В лизинговых компаниях наблюдают замедление роста объема нового бизнеса в сегменте коммерческого автотранспорта.

Доля коммерческого автотранспорта, приобретаемого в лизинг, в общих продажах сегодня, по разным оценкам, сохраняется на уровне 25-35%. "Простая прозрачная схема заключения сделки и высокая ликвидность предмета договора минимизируют риски лизингодателя и позволяют предлагать более выгодные условия финансовой аренды", - говорит Юлия Разумова, руководитель отдела маркетинга компании "ПН-Лизинг". При благоприятном развитии экономической ситуации она прогнозирует рост объема нового бизнеса петербургских лизинговых компаний в сегменте коммерческого автотранспорта в пределах 10-20%. Постепенное замедление темпов роста в первую очередь объясняется снижением влияния эффекта низкой базы, образовавшегося после кризиса. Негативное влияние может оказать как отсутствие стабильности на мировых финансовых рынках, так и нерешенные вопросы с возможной отменой ускоренной амортизации по всем видам имущества, приобретаемого в лизинг. "Тенденция повышения банками ставок по кредитам для лизинговых компаний не может не отразиться на итоговом удорожании имущества, приобретаемого в лизинг", - отмечает Юлия Разумова.
В настоящее время условия и требования к лизингополучателям для предоставления коммерческого транспорта в лизинг зависят от ряда нюансов. Как правило, чем больше сумма сделки, тем больше вероятность получить более выгодные и гибкие условия по договору. Постоянные заказчики также могут рассчитывать на привилегии. Для таких клиентов может быть снижен аванс и увеличен срок договора.
К примеру, в компании "СЛК"покупка в лизинг одной-пяти машин относится к стандартным сделкам, которые заключаются при условии первоначального взноса 30% на срок до 3 лет. Удорожание составляет до 11%. Приобретение более пяти единиц транспорта здесь рассматривают как крупную сделку. Для таких заказчиков компания готова работать с 10%-ным авансом и сроком договора до 5 лет. Требования к лизингополучателю: стабильный бизнес на протяжении нескольких лет, выручка от 200 млн рублей в год.
В компании "ПН-Лизинг" минимальный авансовый платеж по договорам лизинга автомобилей составляет 20%, ставка удорожания - от 7%. Договор финансовой аренды может быть заключен на срок до 5 лет. Для клиентов, сотрудничество с которыми ведется на протяжении нескольких лет, предусмотрена более простая процедура принятия решения о финансировании. Также может быть снижен размер минимального аванса и ставка удорожания за счет предоставления клиентом дополнительных гарантий в виде поручительства и залога.
Помимо непосредственно самой финансовой аренды клиент компании "ПН-Лизинг" получает полный комплекс дополнительных услуг: регистрация автотранспорта в ГИБДД, помощь в прохождении техосмотра, льготное страхование.
В компании "Интерлизинг"условия по коммерческому транспорту в лизинг аналогичны условиям для легковых автомобилей: аванс - от 10%, срок договора - 3 года. "Существует возможность постановки транспорта на автохозяйство лизинговой компании, что является актуальным в Петербурге и Ленинградской области. Также, понимая высокую ликвидность данного предмета лизинга, у нас предусмотрены экспресс-программы с укороченным списком документов и сроком принятия решения до 1 рабочего дня", - рассказывает Сергей Жарков, руководитель Северо-Западного дивизиона компании "Интерлизинг".
При приобретении автомобилей через лизинговые компании поставщики предлагают специальные условия покупки, что дает дополнительное преимущество для лизинга.
Предпочтения лизингополучателей в отношении марок машин, приобретаемых в лизинг, отличаются в зависимости от вида автотранспорта. В сегменте грузового транспорта традиционно наибольшим спросом пользуются автомобили европейского производства - Scania, MAN, VOLVO, Iveco. "Эта техника характеризуется более высоким качеством и продолжительным сроком гарантийного обслуживания по сравнению с российскими автомобилями", - объясняет Юлия Разумова.
В сегменте пассажирского автотранспорта чаще всего приобретается техника отечественного и белорусского производства - автобусы марок МАЗ и ЛиАЗ. Развитие данного сегмента сегодня связано с активной заменой парка автобусов в Петербурге и Ленобласти.
По словам начальника кредитного отдела ООО "СЛК" Антона Малышева, на ряд моделей у производителей даже образовались очереди. Например, автобусы МАЗ приходится ждать по полгода. "Клиенты стали чаще заказывать импортную технику в максимально простой комплектации. Причем это касается и грузовиков, и автобусов", - говорит о наметившейся тенденции Антон Малышев.
Замещение отечественных автомобилей чуть более дорогими импортными аналогами связано и с малотоннажным коммерческим транспортом. "Это объяснимо более высокой остаточной стоимостью импортных автомобилей и более гибкой корпоративной политикой при продаже транспорта", - говорит Сергей Жарков. Так, для междугородних перевозок на дальние расстояния заказчики обычно используют более дорогие автомобили (Mercedes, Volkswagen и др.), для внутригородских перевозок, наоборот, более доступные Citroen, Peugeot, ГАЗ.