Рынок лизинга в России в 2011 году вырос на 76% до 1,3 трлн рублей

Автор фото: Карапетян Рафаэль

Прошлый год стал рекордным для российского рынка финансовой аренды.

По предварительным оценкам, объем нового бизнеса российских лизингодателей по итогам года должен составить порядка 1,3 трлн рублей, что на 76% больше 2010 года. Реальные объемы рынка могут быть еще в 1,5-2 раза выше. "В официальных рейтингах участвуют не все лизинговые компании, - говорит генеральный директор консалтингового агентства "Территория лизинга" Оксана Солнышкина. - По некоторым информация просто отсутствует, так как они реализуют задачи конкретных групп и проектов".
Высокие показатели обусловлены рядом крупных сделок в сегменте железнодорожного и авиационного транспорта, заключенных лизинговыми компаниями при госбанках. В компании "Интерлизинг" отмечают рост доли лизинга вагонов в общем объеме сделок. Рост этого сегмента связан, в первую очередь, со стабильностью спроса на железнодорожный подвижной состав, наличием понятного и прогнозируемого вторичного рынка по данным объектам лизинга, высокой платежеспособностью лизингополучателей и большими объемами разовых закупок операторами.
"В Петербурге, где сегмент железнодорожной и авиационной техники почти не представлен, показатели роста заметно скромнее и лучше отражают рыночную ситуацию", - говорит генеральный директор компании "ПН-Лизинг" Роман Маланин. По предварительным оценкам, объем нового бизнеса петербургских лизинговых компаний по итогам года вырос не более чем на 10% по сравнению с показателями 2010 года.
Одной из основных тенденций на рынке в 2011 году можно назвать увеличение доли на рынке лизинговых компаний с госучастием. "Их доля составила 60%, - говорит генеральный директор ГК "Балтийский лизинг" Дмитрий Корчагов, - для сравнения: в 2008 году на них приходилось всего 6% рынка".
"Благодаря доступу к дешевым деньгам лизинговые компании с госучастием могут предложить клиентам более выгодные условия и активно используют имеющиеся возможности для захвата рынка", - поясняет Роман Маланин.
Самым массовым сегментом по количеству заключаемых сделок по-прежнему остается автотранспорт. При этом, по словам Оксаны Солнышкиной, наблюдался дефицит легковых автомобилей у дилеров - это говорит о том, что производители оказались не готовы к такому росту спроса. В 2012 году участники рынка ожидают увеличения данного сегмента на 30-40%.
В следующем году эксперты ожидают, что компании направят усилия на улучшение качества портфелей, а неопределенность в экономике вернет бдительность лизингодателей в плане рисков - такая тенденция уже проявилась в конце 2011 года. Поэтому следует ожидать жесткую конкуренцию за платежеспособных клиентов, сопровождающуюся снижением лизинговых процентных ставок.
В количественных прогнозах на 2012 год мнения экспертов расходятся. "Прирост по итогам года составит в среднем 10-15%", - говорит Оксана Солнышкина. "Мы ждем дальнейшего роста на 30-40%", - говорит заместитель директора компании "Интерлизинг" по коммерции Александр Рябцев. "Если рынок сможет показать 30%, это будет хорошим показателем", - соглашается Дмитрий Корчагов. Так как уже в конце 2011 года банки стали более осторожно финансировать лизинговые компании, то таких впечатляющих итогов, как в 2011 году, ожидать не стоит.
При этом конкуренция среди компаний растет, особенно в сегменте лизинга грузового и легкового автотранспорта. Компании готовы бороться за каждого качественного клиента и каждую сделку.