Игорь Шнуренко Все статьи автора
2 апреля 2012, 09:32 725

Партия под заказ

Фото: Яндолин Роман

В  ближайшее время в России появятся десятки, а может, и сотни новых партий. "ДП" выяснил, как открыть и как заработать на собственной партии. Или на создании партии под заказ.

Формально закон меняется, но не радикально. Действительно, норма по численности членов партии на момент учреждения снижается до 500 человек, но другие, достаточно суровые барьеры остаются. Так, региональные партийные структуры должны существовать в половине субъектов Федерации, а деятельность партии можно приостанавливать на 3 месяца без права судебного обжалования. Остается в силе и запрет на блоки, который работает на руку правящей партии.

Новый призыв в политику

Новый призыв в политику

997
Григорий Набережнов

Но в России важен не столько сам закон, сколько его трактовка, и тут сдвиг кардинальный. После напугавшего власть дела Ходорковского вся политика Минюста была направлена на недопущение регистрации новых партий. "Минюст выискивал тараканов и блох в учредительных документах партий и отказывал им по надуманным поводам, - говорит бывший глава пресс-службы фракции КПРФ в ЗС Петербурга Семен Борзенко. - Теперь есть надежда на то, что этот подход радикально изменится и партии если не с первого, то со второго захода будут получать регистрацию".

"Закон, в принципе, демократичный, хотя власти явно хотят, создав множество мелких партий, раздробить оппозицию, - говорит директор Института глобализации Борис Кагарлицкий. - Сейчас будет много смешных проектов". Монополии нынешних партий-брендов, созданных под лидера, будет брошен вызов. Конечно, реальная партия по европейскому типу должна создаваться снизу, ей нужно определенное мировоззрение, идеология, и процесс этот вряд ли будет быстрым. Но уже в ближайшие месяцы стоит ожидать появления партий, созданных на пустом месте, "партий под ключ".

Прежде предприниматель из региона, который хотел сходить во власть, должен был неформально договориться о проходном месте с одной из существующих партий. По слухам, проще всего это было сделать через партию Жириновского, хотя в продаже мест обвинялись все партии-монополисты. Порядок сумм назывался разный, но чаще всего речь шла о десятках миллионов рублей.

Теперь олигархи областного масштаба, которых не берут в системные структуры, смогут за меньшие деньги сколотить собственную партию и не только претендовать на место в политической элите, но и сами торговать местами. Можно продать партию и даже сдать ее в аренду. Немаловажна и возможность организатора партии покрасоваться перед телекамерами - тут есть плюсы для имиджа, которые не заработаешь покупкой Porsche Cayenne. Можно вспомнить предпринимателя Владимира Брынцалова, который созданием Русской социалистической партии приобрел очки не столько в глазах избирателя, сколько в глазах делового и чиновничьего сообщества. Вложение оказалось удачным. Его стали воспринимать как серьезного игрока, и вскоре он стал российским инсулиновым королем.

Либерализация рынка политических партий сулит доход не только создателям новых структур, но и политтехнологам, социологам, рекламным агентствам. Технология создания партии примерно такая же, какой она была лет восемь-десять назад: опытный политконсультант собирает пакет документов, а также заказывает устав и программу партии. Программу "за все хорошее против всего плохого" может написать и студент-старшекурсник, устав тоже можно чуть ли не скачать из Интернета. Затраты минимальные, а продать готовую партию можно за приличные деньги. Так, в 2003 году Ирина Хакамада публично заявила, что ей предложили купить готовую партию за $1 млн. В том же году "ЮКОС", как сообщали СМИ, заказал известному политтехнологу Алексею Кошмарову создать под думские выборы партию "Русь", которая должна была занять нишу умеренного национализма. Сообщалось, что Кошмаров в рамках заказа освоил $2 млн, правда, с арестом Ходорковского политическая ситуация резко изменилась, и созданная партия так и осталась бесхозной, хотя предлагалась и Дмитрию Рогозину, и Сергею Глазьеву, и даже бывшему губернатору Петербурга Владимиру Яковлеву.

Еще дороже может стоить создание партии-спойлера, цель которой - помешать на региональных выборах быстро растущей реальной партии.

В начале нулевых видными игроками на рынке политических партий были Фонд эффективной политики Глеба Павловского и центр "Новоком", фонд "Политика" Вячеслава Никонова и Центр политических технологий Игоря Бунина (в 1990-е они создавали Партию российского единства и согласия, движение "Наш дом - Россия", блок "Отечество - Вся Россия", а в 2001-м - Народную партию РФ).

Медведев подписал закон, упрощающий регистрацию политических партий

Медведев подписал закон, упрощающий регистрацию политических партий

252

Видный игрок - галерист Марат Гельман (Конгресс русских общин, Партия любителей пива, движение "Первое свободное поколение" и партия "Родина").

Сегодня рынок партстроительства еще только формируется, устоявшихся цен нет. Легальных партий в России около десятка, а, к примеру, на Украине их почти две сотни. Запрос на политику в России вряд ли меньше украинского, так что потенциальный размер рынка партстроительства можно измерить в сотнях миллионов долларов.

Отличить реальную партию от заказной можно и по сумме вложений в ее создание, и по быстроте появления на арене. Политики, которые сегодня работают над созданием реальных партий, многое делают на энтузиазме снизу, а не под диктовку политтехнологов.

В 1995 году Марат Гельман организовал в Москве, в здании Политехнического музея, шоу-конкурс "Партия под ключ". Соискатели, среди которых были как общественные деятели, так и клинические случаи из учебников психиатрии, должны были показать публике свои презентации, а победитель получал реальный пакет регистрационных документов на создание новой партии.

Сегодня, впрочем, времена совсем другие. Градус общественной активности на глазах повышается, и в этих условиях на смену цинизму приходит идеализм. "Политтехнологов после революции, скорее всего, будут расстреливать", - шутит Борис Кагарлицкий.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама