Кронштадтский форт Константин станет международным пунктом пропуска для яхт

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

Компания "Третий парк", управляющая кронштадтским фортом Константин, добилась открытия пункта международного пропуска и теперь надеется заработать на приеме яхтсменов.

Смольный просит у Евросоюза грант 2 млн евро на создание пункта пропуска через госграницу РФ для маломерных судов на кронштадтском форте Константин. Проект готовит комитет по транспортнотранзитной политике (КТТП) в рамках программы международного партнерства "Юго–Восточная Финляндия и Россия". Пункт пропуска должен стимулировать развитие в Кронштадте туристического кластера, рассчитанного на любителей водных видов спорта.
Общая сумма вложений в строительство таможенного пункта оценивается в 2,5 млн евро, из них 2 млн евро планируется получить от Европейского союза, 10 тыс. евро — от администрации финского города Котка, и еще 490 тыс. евро — от российских инвесторов.
В развитие форта активно инвестирует пассажирский перевозчик — ОАО "Третий парк", принадлежащее Евгении и Владимиру Дьяковским. Компания арендовала форт у города в 2005 году на 49 лет и уже построила на нем трехзвездочный отель "Форт Константин" на 10 номеров, кафе–бар на воде "Форт" на 45 посадочных мест и яхт–клуб с инфраструктурой для хранения яхт зимой. "Третий парк" давно добивается открытия пункта пропуска, чтобы принимать яхтсменов.
Предполагалось, что иностранные яхты смогут причалить к форту еще весной 2011 года, но тогда реализацию проекта отложили из–за того, что Росграница долго готовила и согласовывала приказ о его организации. "В конце 2012 года ожидается полное одобрение заявки комитетом программы "Юго–Восточная Финляндия — Россия", — обещают в КТТП. Строительство займет 18 месяцев.
Новый пункт государственного контроля расположится на специальном дебаркадере, пришвартованном к причалу форта Константин. Объект будет функционировать сезонно в период летней навигации с мая по октябрь. В транспортном ведомстве уверены, что новый пункт пропуска увеличит туристический поток между РФ и странами ЕС.
"Проект усовершенствует приграничную инфраструктуру и процедуру управления границей, повысит безопасность в области предупреждения и пресечения незаконной миграции, а также нелегального перемещения товаров и грузов", — говорит председатель комитета Алексей Бакирей.
Арендатор надеется, что дополнительная опция форта позволит ему увеличить обороты бизнеса по всем направлениям. По словам заместителя генерального директора по развитию ОАО "Третий парк" Кирилла Дьяковского, зимняя стоянка яхт–клуба работает с полной загрузкой, а гостиница загружена на 20% зимой и на 60% летом.
С открытием таможенного пункта количество судозаходов через российскую границу увеличится в 2–5 раз. Пока максимальное количество судозаходов составило 300 маломерных судов в год, сообщает Кирилл Дьяковский.
Объем средств, вложенных в развитие форта Константин, в компании "Третий парк" не называют.  "Вложения в создание инфраструктуры форта крайне сложно окупить, принимая во внимание то, что КУГИ ежегодно повышает арендную плату. Мы не ждем серьезных доходов, хотя и надеемся на увеличение потока иностранных туристов", — объясняет Кирилл Дьяковский.
Помимо водного туризма компания "Третий парк" рассматривала возможность участия в проекте реконструкции кронштадтского аэродрома Бычье Поле. Администрация Кронштадта собиралась открыть не только водные, но и воздушные международные ворота на базе военного аэродрома.
Разработкой проекта реконструкции аэродрома занялся специально созданный для этого координационный совет, возглавил его бывший летчик Александр Соловьев. Он рассказал "ДП" детали проекта: взлетно–посадочную полосу (ВВП) аэродрома предлагается увеличить с 700 до 1250 метров, что позволит принимать малые воздушные суда типа "Ан–12", "Як–42" и "Ту–134".
Реанимировать аэродром планируется за счет государственно–частного партнерства. Вся инфраструктура будет поделена между инвесторами на так называемые инвестиционные сектора — аэровокзал, автостоянка, ВВП и дорожное полотно, топливно–заправочный комплекс, зона спортивной авиации или технический сектор. Такой принцип, по мнению Александра Соловьева, позволит строить и сдавать аэродром в эксплуатацию поэтапно.
Всего на создание необходимой инфраструктуры аэродрома потребуется 5 млн евро, которые, по прогнозам координационного совета, должны окупиться за 6–8 лет. Для управления реанимированным аэродромом координационный совет предлагает создать на основе концессионного соглашения государственную управляющую компанию — ГУП "Администрация аэропорта Кронштадт", в руководящий состав которого войдут представители компаний–инвесторов. Основными интересантами участия в проекте реконструкции аэродрома, по словам Александра Соловьева, являются преимущественно финские компании. Они заинтересованы наладить перелеты между Кронштадтом и Лаппенрантой (пока регулярным рейсом из Петербурга можно улететь только в Хельсинки). Обслуживать такие рейсы будут частники, а также специально созданная новая российская авиакомпания. Для работы на Бычьем Поле формирующейся компанией уже закуплены два самолета канадского производства.
Александр Соловьев ожидает, что проект будет утвержден после передачи земли аэродрома от Минобороны в собственность Петербурга. Однако, как стало известно "ДП", эту землю площадью 70 га еще в 2009 году город пообещал передать государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Она занимается созданием на острове Котлин нового судостроительного комплекса стоимостью около 60 млрд рублей.
Новая верфь может объединить в себе Адмиралтейские верфи, Балтийский завод и Северную верфь. Координирует проект Александр Вознесенский, возглавляющий ООО "Балтийский завод — Судостроение", а также специально созданное под этот проект ООО "Управляющая компания по строительству Ново–Адмиралтейской верфи".