X5 Retail Group пошла на эксперимент: ретейлер решил открыть в Петербурге первый премиальный супермаркет "Зеленый Перекресток".
Первый в Петербурге премиальный супермаркет "Зеленый Перекресток" откроется летом 2012 года в торгово-развлекательном комплексе "Питерленд", открытие которого запланировано на март этого года. Площадь магазина - 1,6 тыс. м2. Об этом журналистам сообщил Андрей Розов, руководитель филиала Jones Lang LaSalle в Петербурге (компания выступила брокером сделки).
В
Х5 Retail Group
от комментариев отказались. Однако еще год назад в компании утверждали, что не планируют выводить "Зеленый Перекресток" в Петербург.
По данным "ДП", Х5 заключила договор с ТРК "Питерленд" еще пару лет назад и планировала открыть в комплексе обычный ("синий") "Перекресток", однако собственник ТРК настаивал на открытии именно "Зеленого Перекрестка". В результате Х5 пошла на эксперимент. До конца года в Петербурге новых магазинов этого формата не планируется, утверждают брокеры. "Мы посмотрим на результат работы первого магазина. Пока не ясно, насколько он будет удачным", - отметил один из топ-менеджеров Х5.
В "Зеленом Перекрестке", в отличие от "синего", представлено больше продукции фреш. Если в обычном представлено около 20% ассортимента в премиальном сегменте, то в "Зеленом" - в 2 раза больше. В настоящее время 11 "Зеленых Перекрестков" открыто в Москве и области, один - в Ростове-на-Дону. На конец 2010 года под брендом "Зеленый Перекресток" работало восемь супермаркетов. По итогам 2011 года Х5 планировала удвоить сеть премиального формата, однако этого не произошло.
По словам аналитика ТКБ Капитал Натальи Колупаевой, ключевое значение для определения эффективности магазина такого формата как «Зеленый Перекресток» окажет правильность выбора местоположения и средний бюджет потока потребителей. Если посетители ТРК "Питерленд" будут больше ориентированы на семейный отдых за счет расположенного в нем аквапарка и большой зоны развлечений для детей, то не очевидно, что эта аудитория будет ориентирована на закупку большого количества продуктов питания премиального сегмента. Но с другой стороны, в случае неудачи, компания может вернуться к прежнему формату обычного "Перекрестка". В любом случае, наличие супермаркета в привлекательных с точки зрения трафика местах – это хороший задел на будущее.
Всего же в 2012 году Х5 намерена открыть на Северо-Западе один-два обычных супермаркета "Перекресток" (в зависимости от предложений на рынке недвижимости). В компании ожидают, что по результатам очередного ежегодного замера ФАС России, которые должны быть опубликованы в мае, доля Х5 в Петербурге по итогам 2011 года все же сократилась. В этом случае компания вновь сможет открывать в городе магазины.
По итогам последнего замера ФАС, доля Х5 в Петербурге превышает 25%. Согласно закону о торговле, вступившему в силу 1 февраля 2010 года, продуктовые сети, чья доля превышает 25% в отдельно взятом регионе, не имеют права открывать новые магазины. В Петербурге под это ограничение попала только Х5.
В Петербурге формат премиальных супермаркетов практически не развит. Продуктовые сети не спешили развивать его ни до кризиса, ни сейчас, объясняя это тем, что большое количество гипермаркетов, находящихся в черте города, сильно перетягивают покупательские потоки.
Кроме того, в Петербурге плохо приживаются московские сети. Тот же "Перекресток" в Москве более популярен, чем в нашем городе. Для сравнения: в Центральном регионе России, включая Москву, 184 "Перекрестка", а на Северо-Западе - только 34. Московская сеть супермаркетов "Азбука вкуса" (46 магазинов в Москве) еще в 2008 году хотела выйти на рынок Петербурга, но потом передумала. Тогда компания объяснила свои действия тем, что в Петербурге модель потребления в большей степени ориентирована на покупку экономичных продуктов в гипермаркетах или магазинах формата дискаунтер. Другая московская сеть премиум-класса - "Глобус Гурмэ" (шесть магазинов в Москве) пару лет назад оставила в Петербурге лишь один из двух объектов - в ТМ "Светлановский".
Спустя 4 года "Азбука вкуса" вновь заявила о намерениях выйти в Петербург и планирует до конца 2012 года открыть три-четыре супермаркета. На этот раз в компании отметили, что в Петербурге уже сформировалась целевая аудитория сети.