Федеральная антимонопольная служба (ФАС) делает очередную попытку остановить рост цен на бензин. Она хочет заставить производителей бензина заключать с операторами АЗС типовые договоры. Это должно поставить все АЗС в равные условия.
ФАС намерена ввести в деловой оборот типовые договоры между нефтеперерабатывающими заводами и операторами АЗС, сообщили dp.ru в пресс-службе ведомства. В этих договорах должны быть четко прописаны обязательства сторон: объемы поставок, сроки и т.д. Соответствующие нормы ФАС хочет прописать в законе "Об обороте нефти и нефтепродуктов", который в сентябре был внесен в правительство.
Независимые операторы АЗС уже давно жалуются на то, что не могут приобрести топливо по адекватным ценам. Большинство нефтеперерабатывающих заводов принадлежит вертикально-интегрированным холдингам (ВИНКам), контролирующим весь процесс нефтепереработки от добычи нефти до продажи бензина. Поэтому АЗС ВИНКов получают бензин по более низким ценам.
ФАС предлагает в целом правильную инициативу, однако для изменения ситуации нужен комплекс мер, говорит представитель одной из топливных компаний Петербурга. Нефтеперерабатывающие заводы и сейчас готовы продавать бензин независимым АЗС, однако цена топлива оказывается в 4-5 раз выше, чем на бирже. Биржевая же торговля фактически контролируется ВИНКами, которые с помощью различных уловок продают топливо сами себе.
На фото: В Петербурге состоялась акция протеста против роста цен на бензин
Все это привело весной нынешнего года к бензиновому кризису. Независимые операторы начали закрываться, а ВИНКи не смогли справиться с резким наплывом автомобилистов. Правительство отреагировало на это повышением экспортных пошлин, в результате чего ситуация на внутреннем рынке улучшилась.
Дефицит бензина закономерно ведет к росту цен. Сейчас на некоторых петербургских заправках цена Аи-95 достигает 30 рублей за литр.
Ранее предложенные ФАС меры по развитию конкуренции на топливном рынке включают в себя развитие биржевой торговли, запрет на открытие новых АЗС компаниям, занимающим доминирующее положение в регионе, и т.д.