В среду в офисе британской нефтяной компании BP в Москве прошли обыски. Накануне "Роснефть", не достигшая договоренности с BP о создании альянса, выбрала другого партнера.
Как сообщил в среду официальный представитель ВР в России Владимир Буянов, обыски в офисе на Новинском бульваре проводили сотрудники МВД "в рамках исполнения производства по постановлению арбитражного суда".
Речь идет об иске миноритариев ОАО "ТНК–BP Холдинг" в отношении "материнских" компаний BP Plc. и BP Russian Investments Ltd., а также двух менеджеров, входящих в состав совета директоров холдинга ТНК–BP, поданном в Арбитражный суд Тюменской области. Истцы заявляют об убытках на сумму 87,112 млрд рублей, которые они понесли из–за срыва сделки по обмену акциями с ОАО "НК "Роснефть" в рамках проекта освоения Арктического шельфа.
Всего за день до того, как в BP нагрянули судебные приставы, "Роснефть" сообщила о создании нового стратегического альянса с американской нефтегазовой корпорацией ExxonMobil. Если несостоявшийся проект с участием BP и "Роснефти" предполагал обмен акциями, что стало одним из главных осложнений, то в случае с ExxonMobil речь идет в первую очередь о совместной геологоразведке.
Как заявил вице–премьер правительства РФ Игорь Сечин, "Роснефть" получит доли в шести проектах ExxonMobil, пропорциональные долям ExxonMobil в российских проектах. Кроме работ на Арктическом шельфе "Роснефть" и ExxonMobil намерены совместно разрабатывать месторождения Черного и Карского морей, в которых "Роснефть" будет иметь 66,67%, а ExxonMobil — 33,33%. Не исключено, что "Роснефть" также получит доступ к крупному месторождению Hibernia в Канаде.
Премьер–министр РФ Владимир Путин оценивая общий объем инвестиций в совместные "нефтегазовые" проекты с ExxonMobil, назвал рекордную сумму — до $200–300 млрд, без учета инфраструктуры. В экспертных оценках сделки, которую приводят в пятницу западные СМИ, говорится о том, что, с одной стороны, ExxonMobil получила уникальный шанс для освоения России, а с другой — рискует.
Ранее "Роснефть" также рассматривала варианты стратегического сотрудничества с американской Chevron, Shell, китайской CNPC, малайзийской Petronas и т.д.