Причины бензинового кризиса стали понятны

Автор фото: Итар-Тасс

Причины бензинового кризиса становятся понятными. В мае нефтяные компании не продали через петербургскую биржу независимым операторам АЗС ни одной тонны автомобильного бензина. Зато о своих заправках нефтяники не забывают.

С 1 по 27 мая "Роснефть" и "Газпром нефть" не реализовали через Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ) ни одной тонны автобензина. "ЛУКОЙЛ" за это время продал через биржу почти в 2 раза меньше автобензина, чем за период с 1 по 22 апреля, а с 1 по 6 мая сбыта у него вовсе не было. Хотя, по недавно принятым нормативам, такие вертикально интегрированные нефтяные компании должны продавать на бирже 15 % от объема производства нефтепродуктов. При этом представители биржи подчеркивают: спрос на автобензин высокий и компании, которые выставляют топливо на торги, успешно его продают. Стоимость автобензина на бирже на 2 - 3 рубля за 1 литр выше, чем при покупке по прямому договору.
По данным президента Нефтяного клуба Петербурга Олега Ашихмина, в городе и Ленобласти перебои с топливом наблюдаются на автозаправках сетей Neste, Shell и даже "Газпром нефть".
"Изначально дефицит топлива возник из-за чересчур большого экспорта. А дальше нефтяники стали использовать ситуацию, чтобы выдавить независимую розницу", - высказывает мнение Олег Ашихмин.
Как полагает представитель одной из розничных топливных компаний, у сетей Neste и Shell, с одной стороны, и "Газпром нефти", с другой, сложности разного толка. Первые, по его словам, могут страдать от малого объема поставок топлива, вынуждены приобретать его дорого. "Газпром нефть" же, по словам источника, вероятно, не успевает обеспечить бензином все АЗС, куда направился поток автомобилистов из-за приемлемых цен и проблем у конкурентов. В Shell, Neste, ПТК не прокомментировали ситуацию.
У нефтяных компаний о причинах почти нулевых продаж на бирже есть объяснение. В "Газпром нефти" говорят, что компания фактически вынуждена была выбирать между выполнением двух обязательств - 15-процентным нормативом биржевых продаж и сдерживанием цен. Как уверяют в "Газпром нефти", она приостановила торги, так как в апреле-мае возник ажиотаж вокруг автобензина, его стоимость резко выросла, компания же хотела иметь возможность сдерживать цены. В "ЛУКОЙЛЕ" считают, что "так называемый дефицит бензина в ряде регионов возник в результате попыток административного регулирования рынка". "Розничные цены заставили замереть, а оптовые цены продолжали расти вместе с мировой ценой. Себе в убыток компании работать не будут", - поясняют там. Как говорят в "ЛУКОЙЛЕ", он сейчас "реализует на бирже автобензин через адресные сделки".
"Я считаю, это предельная наглость со стороны нефтяных компаний. Они явно ставят свои интересы выше интересов как граждан, так и страны. Владимир Путин сказал: цены снизьте. Они сказали: конечно-конечно, мы снизим. При этом, похоже, все-таки стали повышать оптовые цены. Это как плохие дети, которым говорят: сюда не лезь, - а они в другое место лезут. Раньше был баланс: нефтяные компании дают что-то государству, а оно что-то дает им. Сейчас уже перейдена линия компромисса, потому что это касается не только интересов госкомпаний, но и интересов населения. И на Алтае, и в Петербурге некоторые сети торгуют 95-м бензином только периодически" – говорит владелец компании "Фаэтон" Сергей Снопок.