Смартфоны с новыми функциями меняют законы общения и законы торговли. Компании, которые не научатся играть по новым правилам, рискуют проиграть.
Большое напряжение у торговцев вызывает скорое массовое распространение телефонов с NFC–чипом и развитие технологий wave–and–pay ("взмахни и заплати"). Суть революции состоит в том, что когда пользователь расплачивается за покупки с помощью телефона, он оставляет массу информации о себе: покупательских предпочтениях, регулярности покупок, их локализации и т.д. Эти сведения — настоящий клондайк для компаний, но, увы, они по карману далеко не всем торговцам.
В интервью журналу Fastcompany Лаура Чемберс, директор Paypal Mobile, говорит, что установка терминалов для бесконтактной оплаты покупок с помощью телефона обходится слишком дорого малым компаниям, к тому же нужно инвестировать в надежность сервиса платежей, на котором задают тон такие компании, как Vodafon. Кроме того, по ее словам, маркетинговый потенциал технологий wave–and–pay сомнителен. Они не гарантируют, что клиент придет еще раз именно в ваш магазин или рекомендует его своим друзьям.
В прошлом году появилось несколько революционных сервисов, которые могли бы помочь владельцам мелких магазинов и кафе регулировать "пешеходный трафик", завлекать посетителей, которые, может быть, и не планировали прийти к ним, но оказались рядом и вовремя узнали об интересных торговых предложениях. Речь идет о Groupon и Foursquare. Эти сервисы совсем молодые, но уже появляются разочарованные отзывы от основной целевой аудитории — они приносят временные всплески продаж, но не дают устойчивого роста.
Торговые гиганты вроде eBay идут своим путем. Они ставят на QR–код, который пришел на смену старому доброму штрихкоду. QR — двухмерный штрихкод, предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне. В конце прошлого года eBay приобрел RedLaser, разработчика приложений для iPhone и Android, с помощью которых можно сканировать QR и UPC кодов на розничные товары и сравнивать цены в офлайновых и онлайновых магазинах.
Роб Верес, генеральный менеджер eBay по Redlaser, говорит, что технологии распознавания QR–кода действительно приводят к увеличению объемов продаж. Он считает, что малый бизнес должен разрабатывать стимулирующие программы продаж, как это делают большие ретейлеры, и иметь свои планы лояльности.
EBay планирует изменить представления о торговле и саму торговлю, используя достижения гео– и скидочных сервисов, поощряющих лояльность потребителя. Foursquare предлагает пользователям получить скидку только после того, как они явятся в кафе или магазин и зарегистрируются на странице сервиса. Роб Верес предлагает вместо этого распространять QR–коды по всему городу как торговое предложение. Заинтересованные могут свободно брать их, заносить в телефон, и телефон тут же начнет информировать пользователей о магазинах, товарах, ценах, скидках, искать пользовательские рейтинги. Телефон может даже самостоятельно инициировать какие–то покупки.
Программы лояльности от eBay будут учитывать прошлый опыт покупок, участие в акциях, стимулы и использование купонов. Верес говорит, что специальные приложения eBay загрузили 33 млн пользователей, и они принесли компании $2 млрд выручки в 2010 году. На прошлой неделе RedLaser разрешил малым компаниям создавать свои собственные QR–коды. По словам Вереса, несмотря на отсутствие рекламы, 300 компаний уже воспользовались этим предложением. После того как за дело взялся аукционный гигант, компаниям без собственных программ лояльности придется туго.