Поставлена задача - подготовить оздоровительные учреждения к летнему сезону

В преддверие летнего сезона особо актуальным становится вопрос о подготовке к работе детских лагерей, лечебно-профилактических учреждений и пансионатов. Как пройти проверку санитарно-эпидемиологической комиссии, как убирать объекты – собственными силами или с помощью клиннинговых компаний, есть ли изменения в нормативной документации? На эти и другие вопросы ответили эксперты индустрии чистоты - Светлана Колесникова, Начальник Отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора СПб, Вера Ушакова, Председатель Правления АРУК СПб, Алена Цыганкова, генеральный директор Управляющей Компании "Город Чистоты", а так же представители пансионатов, лечебно-профилактических учреждений и детских оздоровительных лагерей Санкт-Петербурга.

Светлана Колесникова, начальник Отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора, рассказала о нормативной документации для организации санитарно-гигиенического режима в оздоровительных мероприятиях. "Говоря о туристических услугах, мы имеем в виду ГОСТ Р 51870-2002 "Услуги по уборке зданий и сооружений" и Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. С января 2012 года перестанут действовать сан-эпидем заключения, будут действовать только свидетельства о госрегистрации. Но в обоих документах есть пункт "Область применения". К этому нужно отнестись особенно внимательно, и не допускать ошибок в использовании моющих и дезинфицирующих средств. Особняком стоят препараты, используемые в пищевой промышленности. Для работников лагерей особенно важна обработка куриных яиц. На сегодняшний день она производится только препаратом НИКА 4. Возможно, в ближайшем времени будет разрешено еще одно средство, но эта информация еще не подтверждена. К началу летнего сезона Управлением Роспотребнадзора будет подготовлен приказ об обеспечении санитарно-гигиенического режима в оздоровительных учреждениях, в нем будут рекомендации по использованию средств для разных задач, включая дезинфекцию, мойку посуды, ежедневную и генеральную уборку, и другие".
"Там, где чисто, там не болеют, - продолжила Вера Ушакова, Председатель Правления Ассоциации Российских Уборочных Компаний СПб, - стандарты чистоты в нашей стране не очень высоки, мы не понимаем, что от этого зависит здоровье наших детей, здоровье нации. Англичане еще 50 лет назад заявили, что они победили туберкулез, однако с наплывом эмигрантов, болезнь появилась снова. То же самое можно сказать о пищевых продуктах. Такого обмена пищевыми продуктами, как сейчас, не было никогда. Сопутствующим следствием этого стало появление большого количества заболеваний, которых мы раньше не наблюдали – различные пищевые гриппы, ротaвирус, норовирус. Необходимо избежать развития подобного рода эпидемий в пансионатах, лечебно-профилактических организациях и детских оздоровительных лагерях. Уборка – это бизнес-процесс. Уборщица не может самостоятельно грамотно организовать его. Задача любого клининга – это обеспечение чистоты и эпидемиологической безопасности. Особенно важно - для детских учреждений. Этому должны учить профессионалы".
Европейские лечебные и детские учреждения изменили порядок уборки, в частности, лечебные учреждения Европы на ежедневной основе не дезинфицируют, а убирают помещения только моющими средствами. Экспериментальным путем доказано, что ежедневная влажная уборка позволяет поддерживать хорошее санитарное состояние. Дезинфектанты необходимо использовать только в период эпидемий по специальным показаниям. Стоит заметить, что дезинфицирующие средства стоят дороже по сравнению с моющими средствами. В российской же практике считается нормальным заливать не очень чистые поверхности большим количеством дезинфектантов. Так же необходимо обратить внимание, что основное распространение инфекций происходит через те поверхности, которые трогают руками.
Эксперты отмечают необходимость привлечения профессионалов клининга в оздоровительные учреждения. Экспериментально доказано, что профессионалы, строго следуя требованиям СаНПиНа, убираются чище. Их также можно привлекать для составления сервис-плана уборочных работ, согласно которому линейный младший персонал учреждения будет самостоятельно поддерживать надлежащую санитарную обстановку на объекте. Возможен так же комбинированный вариант сотрудничества – когда 1 раз в месяц на объект приглашается профессиональная бригада, а текущая уборка выполняется собственными силами.
Большой интерес у представителей ЛПО, гостиниц и пансионатов вызывает тот факт, что генеральная клининговая уборка может помочь объектам пройти санитарно-эпидемиологическую комиссию.
Ольга Вязникова, начальник отдела эксплуатации Управляющей Компании "Город Чистоты", рассказала о критериях, которым отвечает профессиональная уборка. "Чистота объекта – его визитная карточка, впечатление о недобросовестно убранном помещении остается неприятное, и посетители вряд ли захотят вернуться в это место. Как следствие – компания теряет прибыль, а этого можно было бы избежать, если своевременно начать сотрудничать с профессиональными клининговыми компаниями», отметила Вяземская. «Чистые вестибюли и номера с сияющими зеркалами привлекают посетителей, это правда, им хочется вернуться вновь. Таким образом, клининг является и грамотным маркетинговым ходом", - Алена Цыганкова, генеральный директор Управляющей Компании "Город Чистоты".
"Генеральная уборка – это тщательная уборка всех поверхностей с использование профессионального инвентаря и средств, которые не только очищают, но и ухаживают за поверхностями, - рассказала представитель "Города Чистоты", - Она включает в себя сухую, влажную и мокрую уборки, ручную и с применением механических средств. Важно привести помещения и покрытия в надлежащий вид и провести дезинфекцию. Например, нанесение на твердые покрытия полов после их очистки специального полимерного состава придает им привлекательный вид и сохраняет покрытие от износа. Уборку рекомендуется проводить "сверху вниз", при использовании чистящих средств сначала необходимо опробовать их в неприметных местах. Главное правило любой уборки – не навредить. Непременно нужно соблюдать правила безопасности для предотвращения возможности негативного воздействия на кожные покровы, органы дыхания".
Существуют 4 фактора, от которых зависит качество уборки: время, температура, химическое и физическое воздействие. Так как человеческий труд – это самый затратный аспект клининга, то его всегда нужно стремиться оптимизировать. Важно сократить время работы. Сделать его можно, например, увеличив эффективность моющих средств, то есть, стимулируя химический фактор. Или наоборот, стоимость уборки увеличится, если в помещении большое кол-во загрязнений, требующих физического воздействия – засохшие жвачки и т.д. Последний фактор – это температура. Температура раствора, которым проводится уборка, и температура окружающей среды, где идут работы. Всем понятно, что при отрицательной температуре эффективность работы, например, мытье окон, резко снижается, а растворы комнатной температуры или теплые наоборот становятся более эффективными.
Одна из самых распространенных причин, почему генеральная уборка не может быть сделана качественно силами своего персонала, это отсутствие современной техники. Сама по себе техника стоит очень дорого, поэтому имеет смысл именно не приобретать ее, а брать в аренду вместе с услугами человека, который обучен ею пользоваться.
Услугами клининга вполне реально воспользоваться и объектам, расположенным в Ленобласти. Компания "Город Чистоты" имеет широкий круг клиентов, которые находятся в удалении от города. Так же есть такое понятие как "клин-тест" - сотрудники клининга приезжают на объект, тестируют средства и оборудование на специально отведенном месте и если результат удовлетворяет заказчика, то оформляется заказ на услугу.
"Почему сегодня приоритет отдается профессиональному клинингу? Потому что заказчику не нужно самостоятельно решать такие вопросы, как подбор и обучение профессионалов, оснащение работников спецодеждой, инвентарем и чистящими средствами, оформлять их по трудовому договору и, как следствие, отчислять налоги, не нужно озадачиваться поиском сменщиков, если работник заболел или хочет уйти в отпуск. Всем этим займутся профессионалы индустрии чистоты. У заказчика освободится время для решения более важных вопросов, ему гарантировано окажут профессиональные клининговые услуги качественно и в срок", - заключила Алена Цыганкова, генеральный директор Управляющей Компании "Город Чистоты".