Битва за ночной алкоголь проиграна

Запрет на продажу алкоголя ночью лишит магазины у дома до 40% выручки и уничтожит их. Эксперты считают, что принятие закона не остановит пьянство в России.

Поводом бить в набат стало принятие Госдумой в первом чтении законопроекта, который вносит поправки в закон о госрегулировании оборота алкогольной продукции.
Согласно поправкам, пиво приравнивается к алкогольным напиткам. Предприниматели отмечают, что суточная выручка магазина площадью около 90м2 составляет 60-75 тыс. рублей, без ночной торговли алкоголем она составит не больше 40 тыс. рублей. В целом от запрета торговать алкоголем ночью мелкорозничная торговля в Петербурге потеряет 41 млрд рублей.
Предпринимателям совсем недавно упростили выкуп помещений по 159 ФЗ (отменен НДС, платежи Фонду имущества и так далее). Теперь они разводят руками: как отдавать взятые под выкуп помещений кредиты, если расходы увеличились -- ведь с нового года выросли коммунальные платежи и ЕСН, а доходы сократятся почти вполовину?
«Непонятна позиция власти, которая вещает, что необходимо поддерживать малый бизнес, а подобными действиями ведет к его ликвидации», -- говорит владелец небольшого магазина Владислав Жижкун (ООО «Парамед»). Интересно, что законопроект, как и другие подобные неоднозначные законопроекты, проходит чтения в Госдуме тихо, без особых обсуждений. Эксперты полагают, что он может быть принят в ближайшие дни и вступит в силу с 1 июля.
На всех отразится
Закон будет действовать исключительно в интересах крупного сетевого формата, уверены владельцы небольших магазинов, и единственное, к чему он может привести, -- это уход ночного рынка алкоголя в тень. «Ведь понятно, что, если есть запрет на продажу алкоголя ночью, человек пойдет покупать его днем, и пойдет он туда, где подешевле, -- в торговую сеть», -- говорит Яна Боровицкая, координатор Лиги арендаторов госимущества.
Однако представители сетей также прогнозируют падение выручки, но говорят и о некоем упорядочивании: ведь раньше запрет на ночной алкоголь действовал на разных территориях по-разному.
«Например, сначала ограничивающий закон был принят в Московской области. И получалось, что клиенты, которые хотели купить спиртное, вынуждены были выбирать гипермаркет, расположенный в черте города. Потом был принят закон, ограничивающий продажу алкоголя и в Москве», -- говорит Мария Курносова, руководитель по внешним коммуникациям сети «АШАН Россия». Сколько именно от оборота потеряют, в компании сказать не готовы, однако считают, что это произойдет в основном из-за продажи крепкого алкоголя.
В Metro Cash & Carry отмечают, что значительная доля покупателей приходится именно на небольшие розничные магазины, которые закупают продукцию у сети: «Если продажи упадут у наших трейдеров, то это отразится и на нас».
Уйдет в тень
Это уже вторая волна протеста, первая в поднялась в сентябре 2010 года, когда­ нынешний замминистра юстиции РФ (в то время сенатор от Петербурга) Виктор Евтухов предложил запретить торговлю алкоголем ночью.
«ДП» выяснил, что позиция Виктора Евтухова­ за это время не изменилась. «Законопроект создает равные условия для продажи алкоголя как для магазинов шаговой доступности, так и для торговых сетей. Запрет будет введен на любую розничную торговлю алкоголем в ночное время. Никакой бизнес не сможет ограничить действие закона», -- отмечает он. Пока что работать без продажи алкоголя и сигарет пробовали только магазины у дома, открытые по городской программе. Однако у них были существенные преимущества: владельцы МШД получают 50%-ную субсидию по аренде.
Эксперты советуют депутатам вспомнить историю. «Сухой закон в Америке, введенный Рузвельтом, привел к появлению мафии. У нас, при Горбачеве, развился теневой рынок подвального алкоголя», -- говорит Яна Боровицкая. Александр Доронин, председатель совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга», соглашается, что в борьбе с чрезмерным потреблением алкоголя нужны более комплексные меры.
Что предлагает бизнес
Должна быть социальная реклама здорового образа жизни.
Нужно вводить серьезные штрафы (до 4-5 тыс. рублей) за распитие алкоголя в общественных местах.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты