Россияне считают "отечественными" только автомобили исторически российских марок, произведенные на территории страны. Иномарки, даже произведенные в России, остаются иномарками, свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ.
Словосочетание "отечественные автомобили" ассоциируется с
автомобилями только российских марок у 60% респондентов. Такой взгляд наиболее
характерен для волжан (66%), уральцев (64%), сибиряков (65%) и жителей
Северо-Кавказского округа (66%), а также 25-44-летних респондентов
(62-64%). Кроме того, такого взгляда придерживается и большинство
автовладельцев, и тех, у кого машины нет (62% и 58% соответственно).
Каждый пятый (20%) полагает, что под определение
"отечественный автомобиль" подходит любая машина, собранная на территории
страны. Так говорят, главным образом, южане (41%) и 25-44-летние (23-25%).
Наконец, для 14% опрошенных определяющим фактором является страна-производитель
комплектующих деталей автомобиля: если это отечественный завод, то и автомобиль
можно считать отечественным. Сторонники такой позиции чаще встречаются среди
жителей Северо-Западного округа (20%) и дальневосточников (22%).
Россияне в целом лояльно относятся к отечественным
автомобилям. Так, для 37% опрошенных российская машина может стать нормальной
заменой иномарке в случае, если на покупку иностранного автомобиля нет денег.
Этой позиции придерживаются, в основном, москвичи и петербуржцы (45%). 32%
полагают, что в некоторых случаях отечественный автомобиль даже лучше
иностранного (год назад так думали 36%) - это мнение чаще высказывают селяне
(35%). В меньшинстве, как и прежде, те, кто принципиально предпочитает иномарки,
считая, что лучше ходить пешком, чем ездить на отечественной машине.
Интересно, что владельцы автомобилей более склонны проявлять
лояльное отношение к отечественному автопрому: так, они чаще считают российские
машины нормальной временной заменой иномарок (41%). Но, с другой стороны,
в этой же группе чаще встречаются те, кто принципиально негативно настроен
против отечественных автомобилей (19%).
Доля автовладельцев в России постепенно растет: с 37% в 2006
году до 43% в текущем году, однако среди них по-прежнему преобладают те, у кого
в семье - одна машина (38%), а не более (5%). Все меньше становится тех, кто не
имеет автомобиля (56% против 63% четыре года назад). Чаще всего о наличии машины
в семье сообщают мужчины (48%) и 35-44-летние (53%) респонденты.
Автомобиль по-прежнему остается атрибутом, в первую очередь,
высокообеспеченных россиян: среди них его владельцем является каждый второй
(50%), тогда как среди малообеспеченных - менее трети опрошенных (29%).
У большинства наших сограждан по-прежнему нет планов на
покупку автомобиля, однако по сравнению с 2009 годом таких респондентов стало
значительно меньше (с 85 до 76%). Растет доля россиян, которые собираются
сделать такое приобретение (с 14% в 2006 году до 18% в текущем году), хотя
преимущественно в отдаленной перспективе (11%), а не в ближайшем году (7%).
Наиболее активные намерения купить автомобиль демонстрируют москвичи и
петербуржцы (24%), 18-24-летние россияне (21%) и обеспеченные сограждане (31%).
Нет таких планов у пожилых (91%) и малообеспеченных (81%) респондентов.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ был проведен 11-12
сентября 2010 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях,
краях и республиках.