Смольный смягчился перед перевозчиками

Комитет по транспорту Петербурга объявил второй этап конкурса на пассажирские перевозки на 2011- 2015 годы. На этот раз условия конкурса смягчены, чтобы привлечь к нему крупнейших коммерческих перевозчиков. Бизнес пока не готов комментировать возможность участия в конкурсе.

13 октября стартовал второй этап конкурса на выбор пассажирских перевозчиков на территории Петербурга на 2011-2015 года. Основные изменения коснулись как финансовых вопросов, так и технических требований к участникам конкурса, чтобы обеспечить приход на конкурс крупного бизнеса. Лидеры рынка - ООО "Питеравто", ОАО "Третий парк" и ЗАО "ПТК" ранее просто проигнорировали первый конкурс на перевозку, итоги которого подвели в июле этого года, из-за экономически невыгодных условий конкурса. В частности, работающим сегодня перевозчикам по условиям прежнего конкурса пришлось бы обновить большую часть своего парка и закупить около 3 тыс. автобусов разной вместимости общей стоимостью более 15 млрд рублей. А гарантий возмещения этих затрат со стороны городских властей, по мнению бизнеса, не было.
Теперь комитет по транспорту менее требователен к парку автобусов. Станислав Попов, заместитель председателя комитета по транспорту, признает, что в рамках первого конкурса городские власти предъявляли слишком жесткие требования по замене всего парка подвижного состава для выхода на маршруты.
"Мы поняли, что эти условия возможны не для всего рынка, поэтому мы смягчили требования к подвижному составу. Если раньше мы требовали подвижной состав не старше 2005 года выпуска, то теперь снизили эту планку до 2004 года, чтобы по максимуму задействовать тот подвижной состав, который есть на рынке. Но необходимость обновлять парк, достигший возраста семи лет, все же остается, но теперь это можно делать постепенно", - поясняет Станислав Попов.
Кроме этого, теперь максимальный размер снижения суммы субсидий уменьшен с 20% до 10%. Другими словами, субсидировать предполагается уже до 90% фактических затрат перевозчика на маршруте. По словам вице-губернатора Юрия Молчанов, на компенсацию затрат перевозчиков в 2011 году целом городской бюджет уже предусмотрел 1,5 млрд рублей.
Также лоты в целом укрупнились и их стало меньше (вместо планируемых 99 стало 43). Теперь они сформированы по принципу территориальной взаимосвязанности конечных и начальных точек маршрутов, чтобы облегчить работу перевозчикам.
Второй этап конкурса стал необходим из-за провального первого, прошедшего летом этого года. Кроме саботирования конкурса крупнейшими перевозчиками, из 138 представленных лотов было разыграно всего только 39. А на более половины лотов просто не нашлось претендентов. Тогда победителями стали 14 компаний, большинство из которых на городском рынке перевозок не присутствовали. Это такие компании, как ООО "Ярославская транспортная компания", ООО "Петербургский транспорт", ООО "Автотранс", ООО "Автотранспортное предприятие № 031", ООО "Шпунт Северо-Запад", ООО "Герр Питер Авто Тур", ОАО "АТП № 31", ООО "Автолайн", ООО "Пальмира", ООО "Макс"и ООО "АТП Барс №2". Из работающих сегодня в городе лоты выиграли только ООО "Барс" и "Такси-2".
Пока бизнес не спешит с выводами. "До полного изучения всей конкурсной документации говорить о перспективе участия компании в конкурсе или нет, пока рано. Но радует уже то, что в документации появились цифры и более детальная проработка экономической части", - уверен Михаил Богданов, первый заместитель генерального директора ОАО "Третий парк".
"Лично я не вижу тех изменений, которые бы заставили перевозчиков уверенно говорить об участии в конкурсе. Мне до сих пор остается непонятной экономическая составляющая. Заявленный объем субсидирования перевозок пассажиров не соответствует рыночным требованиям, и он ниже, чем необходимо для организации полноценных перевозок и бизнеса», - считает Василий Киселев, председатель Ассоциации пассажирских перевозчиков Петербурга. Он добавляет, что компании перед принятием решении будут руководствоваться принципами обоснованной экономики, разумности и добросовестности.
Леонид Чурилов, первый замгендиректора ЗАО "ПТК" в комментарии ограничился тем, что компания пока изучает конкурсную документацию. Представитель "Питеравто" также до завершеня проработки документации конкурса воздержался от выводов. Однако участник рынка, попросивший об анонимности, заявил, что власти в финансовом плане почти не учли интересы перевозчиков как бизнеса.
Над изменением конкурсной документации работали специальные рабочие группы, куда вошли как представители бизнеса, так и исполнительных органов госвласти. Их инициатором, по словам участников рынка, стал вице-губернатор Юрий Молчанов. Кроме этого он лично проводил совещания с "Питеравто", "Третий парк" и "ПТК", чтобы убедить их участвовать в будущем конкурсе. В кулуарах шла речь о том, чтобы вице-губернатор взял на себя контроль за успешным проведением будущего конкурса и проявлял больше активности, чем сам председатель комитета по транспорту Александр Кадыров. Однако представители бизнеса в официальных беседах отказались это комментировать. Юрий Молчанов сообщил "Деловому Петербургу", что не уделял особого пристального внимания новому конкурсу и вся его деятельность проходила в рамках возложенных на должность вице-губернатора полномочий и не более.
Заявки на участие в конкурсе принимаются до 15 ноября. В тот же день состоится вскрытие конвертов. Итоги подведут до 1 декабря, учитывая, что выйти на маршруты компании-победители должны уже с 1 января 2011 года.