Эта история с Лужковым не только про Лужкова и не столько про Лужкова. Эта история характеризует ту систему власти, которая сложилась в России. Эта система основана на личных договоренностях. Она была сделана так, что теперь легитимно разрешить вопрос с Лужковым невозможно, потому что нет действенного политического механизма.
Проблемы, аналогичные столичной, были на периферии, в
Калининграде, но там удалось все разрешить, в Москве же это действительно
проблема. Ведь стабильность в Москве — это стабильность в России. Все цветные
революции, которых так боится власть, — столичные. Столицы играют особую роль,
это принципиальная вещь. Смена мэра — не технический вопрос, трогать его можно
только в крайнем случае, нельзя дестабилизировать Москву. Это тупиковая
позиция.
Да, Лужков пришел на пост мэра как хозяйственник, но
постепенно ситуация требовала от него политических действий: он должен был
обеспечивать победу "Единой России" на выборах, принимать решения по оппозиции и
так далее. Ему дали право высказываться по политическим вопросам, разруливать
конфликты. Здесь же и гастарбайтеры, и сексуальные меньшинства. Поэтому сейчас
просто снять его нельзя, он знает очень много, власть поэтому закрывала на
что-то глаза. Именно поэтому мэр Москвы и власти России — это сиамские близнецы,
ситуация не имеет решения.
Другая проблема — кто придет на место Лужкова. Нужен
человек, который быстро найдет общий язык с чиновниками, с бизнесом, с бывшими
лужковскими кадрами. Это колоссальная задача. Сейчас в Кремле идет тяжелый
кастинг, нужен человек не из Москвы, но который в то же время близко и
неформально, не по газетам, знаком с городом. Плюс нужен человек, который сейчас
не занимает никакой должности, ведь ему самому надо полгода передавать дела.
Те кандидаты, которые называются, те четыре-пять человек,
которые фигурируют в прессе, — это персонажи совсем нереальные. Кстати, не
каждый ведь и пойдет. Может, это будет традиционный, в стиле Путина кандидат,
которого никто не знает. Как это было с Фрадковым, с Зубковым. Тот, кто не
включен в финансовые потоки, проходящие через столицу. У кого не будет
обязательств перед различными группировками. Здесь нужно нетривиальное решение.
Ведь Москва — это огромные финансовые интересы, а Путин и Медведев пришли к
власти тогда, когда Лужков уже был мэром, то есть ни тот, ни другой эти потоки
не контролируют или контролируют частично. А перед наступающим 2012 г. это не
лучший вариант.
Читайте также:
На место Лужкова начали появляться кандидаты
Думаю, сейчас у Медведева и Путина есть мысль, что Лужков
может не выполнить своих обязательств. А 1,5 года до выборов — они крайне
ответственные, это потом уже можно будет расслабиться. Конечно, есть и личные
конфликты между Медведевым и Лужковым, Медведев никогда и не скрывал своего
отношения к мэру. Спокойствие в Москве, недопущение акций несогласных — это
очень непросто.
Повторюсь: идет активный кастинг, пока такие люди не будут
найдены. А лучше иметь не только план А, но и план Б: пока не будут проведены
консультации, Лужков будет оставаться в кресле мэра.
Медведев, очевидно, боится сделать ошибку, ведь ситуацию уже
отыграть назад нельзя, поле для маневра небольшое. Это ведь будет ошибка не
только Медведева, но и Путина, Медведев не должен проиграть именно как преемник.
Поэтому Путин сейчас занимается подбором кандидатов. Когда нет системы,
начинается импровизация, экспромт, ситуация с Лужковым — это полный экспромт.
Это ненормальность. Тем более когда это касается человека, который был ранее
политически близок. Они сидят в Кремле и думают: что бы такое сделать, чтобы
ушел Лужков? И идут предложения: давайте снимем фильм, покажем по телевидению.
Это все экспромт, вся страна живет в состоянии экспромта, а это означает
непредсказуемость. Подумаешь, проблема — снять мэра города!
А механизма нет.