Российские банки нашли для себя новый сегмент, в котором можно заработать. Лидеры рынка экспресс-кредитования намерены увеличивать число кредитов, выданных на покупку мебели.
Банки-лидеры потребительского кредитования переносят свое
внимание с бытовой техники на мебель. В частности, лидер в области
pos-кредитования (целевой потребительский кредит, выданный в магазине-партнере
банка для приобретения определенного товара) Банк Хоум Кредит заявляет о
кредитовании населения на покупку именно мебели как о новом стратегическом
направлении развития. Сегодня, по данным банка, доля кредитов на покупку мебели
в общем портфеле pos-кредитов составляет 10% при том, что в 2009 году эти цифры
не превышали и 2%.
"В кризис pos-ы были нашим приоритетом. Мы достигли
максимума почти во всех основных сегментах и не видим причин останавливаться.
Несомненно, в развитие мебельного сегмента играет роль восстановление
потребительского спроса после кризиса, но основная причина именно для нас – это
новые возможности", - рассказывает Денис Гриценко, директор
дирекции "Северо-Запад" Банка Хоум Кредит. По его мнению, преимущества этого
направления в том, что мебель - практически не рисковый сегмент, так как она
неликвидна для мошенников, а сумма среднего чека при этом высокая.
Еще в одном банке - лидере потребкредитования, ОТП-банке
подтверждают свой интерес к мебели как предмету кредитования в торговых точках.
"Мебель, как и крупная бытовая техника, является товаром долговременного
использования. А значит клиент, берущий мебель, умеет хорошо планировать свои
расходы", - считает Аскер Еникеев, руководитель дирекции потребительского
кредитования ОТП-банка. Он добавляет, что благодаря относительно низкой
стоимости риска (risk cost) для банка и с учетом достаточно долгого для данного
рынка срока кредитования, ставка по кредиту на данную группу может быть гораздо
ниже, чем, например, на мобильный телефон. Однако долю в портфеле данной
товарной группы в банке не раскрывают.
Читайте также:
Петербургская мебель отправится на Олимпиаду
Сегодня, по мнению участников рынка, мебельные кредиты
преимущественно предоставлены такими банками, как Кредит Европа Банк и Русфинанс
банк.
Доля "мебельных" кредитов в общем портфеле потребительских
кредитов банка Русфинанс, занимает около 40%. Как сообщает пресс-служба банка,
остальное приходится на бытовую технику и одежду. "Банк и дальше намеревается
увеличивать объем кредитования по данному товарному направлению", - уверяют в
пресс-службе банка.
В целом по России кредиты на мебель занимают более 40% в
портфеле моментальных кредитов, сообщают в пресс-службе Кредит Европа Банка. В
Петербурге этот показатель составляет 25%. В банке добавляют, что сегодня кредит
Европа Банк работает с 90% крупных торговых сетей СЗФО.
В Альфа-банке также подтвердили свою заинтересованность в
развитии потребкредитования покупки мебели. "Кредиты на покупку мебели являются
очень перспективным направлением в секторе потребительского кредитования. За
последние восемь месяцев их доля выросла до 10%", - рассказывает Ольга
Гончарова, директор по розничному бизнесу филиала "Санкт-Петербургский" ОАО АЛЬФА-БАНК. Она
связывает эту тенденцию, прежде всего, с появлением у потребителей уверенности в
окончании кризиса и стабильности своих доходов.
Намерение развивать мебельный сегмент кредитования у крупных
банков связано, прежде всего, с необходимостью физически увеличить рынки
присутствия, считает Михаил Королюк, начальник отдела управления инвестициями ФД
"Солид". "В течение полутора лет государство оказывало финансовую поддержку
банкам, поэтому сегодня о дефиците денег у них говорить не приходится. И
сегодня, по-видимому, они пытаются физически расширить свои рынки и решить
проблему поиска качественного потребителя", - рассуждает эксперт.
Сегодня услуги по кредитованию покупки мебели в Петербурге
представлены в крупных мебельных магазинах, в том числе и в сети магазинов Икеа.
Банки заявляют о развитие кредитования не только в крупных федеральных мебельных
сетях, но и в пунктах розничных продаж.
"Мебель не столь ликвидна, как, скажем, мобильный телефон
или ноутбук, - риски по таким кредитам значительно ниже, соответственно ставки
также должны быть ниже. Цены на мебель, как правило, выше, чем на среднюю
бытовую технику, поэтому потребитель будет заинтересован в более длительном
сроке кредитования – а это выгодно банку", - считает Анастасия Андреева,
маркетолог-аналитик Analytic Research Group. Она добавляет, что перспектива
развития данной услуги зависит от политики банков - насколько адекватные, по
мнению потребителей, ставки будут представлены, как широко услуга будет
прорекламирована и т.д. "Ведь если, например, цифровой фотоаппарат нужен к
отпуску или в подарок, то с покупкой нового дивана можно и подождать", -
рассуждает Анастасия Андреева.
Однако сами мебельщики со скептицизмом относятся к планам
банков. Александр
Шестаков, генеральный директор "Первой мебельной фабрики"
и президент Союза мебельщиков Северо-Запада отмечает, что "и в хорошие годы
объем продажи мебели в кредит был незначителен". Александр Шестаков не уверен,
что заявления банков об увеличении своего присутствия в области потребительского
кредитования для покупки мебели может значительно повлиять на увеличение объема
ее производства.
По состоянию на 1 января 2010 года, по информации Analytic
Research Group, лидерами сферы pos-кредитования стали Хоум Кредит энд Финанс
Банк, Русский Стандарт, Альфа-банк, ОТП Банк, Русфинанс, Росбанк и банк
Ренессанс Кредит.