Отключение света в Петербурге: вопросы и ответы

Автор фото: Trend

"ДП" подготовил ответы на самые распространенные вопросы горожан, появившиеся после энергоколлапса 20 августа.

- Почему проблемы всего на одной подстанции привели к таким
масштабным последствиям?
- Производимая на крупных электростанциях (например, на ЛАЭС) энергия имеет
высокое напряжение - 330 кВ. Она подается в общую сеть "ФСК ЕЭС". Затем на
крупных подстанциях, также принадлежащих этой компании, условно говоря, часть
электроэнергии подается в единую национальную сеть, а часть - после понижения
напряжения до 110 кВ - передается на более мелкие подстанции ОАО "Ленэнерго".
Получив электроэнергию с пониженным напряжением, "Ленэнерго" преобразовывает ее
до необходимых потребителям параметров на сети собственных подстанций (35 кВ, 10
кВ, 0,4 кВ).
20 августа произошла перегрузка в сети на линиях 330 кВ. Критическим для
энергосистемы стало отключение сразу четырех рабочих элементов подстанции
"Восточная" в Янино, при том, что ее защитные системы рассчитаны на аварийное
отключение лишь двух элементов. Так что защита не сработала должным образом.
Вслед за этим из-за избыточной перегрузки частично отключились сразу девять
крупных подстанций "ФСК ЕЭС" в Ленобласти. Из-за нехватки электроэнергии на
входе на мелких подстанциях "Ленэнерго" начали массово срабатывать защитные
системы, отключающие потребителей.
Изначальная причина сбоя в сети пока неизвестна. Специальная комиссия обещает
назвать ее к 1 сентября.
- Почему у городских служб не оказалось достаточного количества
резервных источников питания?
- Резервные схемы питания есть у всех
основных потребителей в городе. Это значит, что если ближайшая подстанция
"Ленэнерго" отключится, электроэнергия будет получаться от соседней. Однако
из-за масштабных отключений на подстанциях "ФСК ЕЭС" от сети было отключено
слишком много городских подстанций "Ленэнерго", и стандартные резервные схемы не
сработали.
- Почему у городских служб не оказалось независимых от "Ленэнерго"
источников питания, к примеру, дизель-генераторов?
- Именно наличие
таких резервных источников позволило избежать катастрофических последствий в
больницах, на сетях "Водоканала", опасных производствах и пр. Несмотря на то,
что массовые отключения сети длились около полутора часов, большинство поездов
метро простояли в тоннелях не больше 15 минут, и смогли быстро доставить
пассажиров до станций. Большая часть сетей сотовых операторов работала. Однако
технические характеристики независимых источников питания рассчитаны лишь на
кратковременную работу и обеспечения совсем небольших потребностей. Они
позволили поддерживать обесточенные городские инженерные системы и самые важные
объекты в сохранном состоянии, однако не могли поддерживать их полноценную
работу.
- Почему вслед за электричеством отключилась и вода? Разве насосные
станции "Водоканала" нельзя было заранее обеспечить дизель-генераторами? Почему
после восстановления электроснабжения вода не появилась сразу?
-
Станции "Водоканала" - слишком крупные потребители электроэнергии. Едва ли не
крупнейшие в городе. На них есть резервные дизель-генераторы по 10-100 кВт, но
они предназначены для того, чтобы в случае аварии можно было проводить
восстановительные работы, как это и происходило 20 августа. Для обеспечения
нормальной работы станций "Водоканала" требуется не только несколько мегаватт
электроэнергии, она должна быть еще определенных параметров по напряжению, и,
главное, гарантированно стабильная. Это невозможно обеспечить
дизель-генераторами - каждой станции "Водоканала" потребовалась бы собственная
электростанция.
После того, как напряжение в сети было восстановлено, инженеры "Водоканала"
не могли мгновенно запустить свои станции. Во-первых, из-за того, что им
требуется очень много электроэнергии, одновременное включение станций могло
вызвать новый скачок напряжения. Так что сперва потребовалось получить
согласование энергетиков на включение. Во-вторых, после аварийных отключений
станций "Водоканала", технологически нельзя их просто включить назад, повернув
тумблер. Это может вызвать гидроудары в водопроводных сетях и множественные
аварии, так что включать подачу воды пришлось постепенно.
- Могло ли быть все еще хуже?- В 2005 году в Москве как
раз все развивалось по гораздо худшему сценарию. Из-за неполадок на такой же как
"Восточная" подстанции в Чагино последовательно отключались и другие подстанции,
и энергетики не могли предотвратить системного падения сети. В Москве и пяти
центральных регионах России электричества не было до пяти дней. А из-за скачков
напряжения вышли из строя также девять электростанций. У нас 20 августа
энергетики успели вовремя среагировать и, обесточив основных потребителей,
сумели локализовать отключения на крупных подстанциях. После того, как
напряжение в сети стабилизировалось, все заработало в нормальном режиме.

- Стала ли эта авария неожиданной?- Нет. Возможность
аварии на "Восточной" прогнозировалась экспертами ФСК "ЕЭС" еще в начале 2010
года. Наиболее вероятной причиной этого они называли повышенную нагрузку на сети
в районе этой подстанции из–за увеличения экспорта электроэнергии из Ленобласти
в Финляндию.
- Что делалось, чтобы не допустить такой аварии?- Чтобы
избежать сбоя в работе подстанции, еще в 2006 году была начата ее модернизация,
стоимостью 6 млрд рублей. Общая инвестпрограмма "ФСК ЕЭС" в модернизацию сетей
Северо-Запада только на 2010 г. оценивается в 32,8 млрд рублей.
- Кто понесет ответственность за эту аварию? Будут ли уволены
руководители "Ленэнерго" или "ФСК ЕЭС"?
- В "Ленэнерго" смена
руководства произошла всего месяц назад. Если бы прежний гендиректор Дмитрий
Рябов в июне не покинул бы компанию, вполне возможно, что его уволили бы именно
сейчас, Как это произошло с руководителями ОАО "Мосэнерго" после аварии на
подстанции "Чагино" в 2005 году. Но нынешний глава "Ленэнерго", Андрей
Сорочинский, в недавнем прошлом заместитель председателя комитета по энергетике
Петербурга, вряд ли имеет непосредственное отношение к энергоколлапсу.
Что касается владельцев подстанции "Восточная" — ФСК "ЕЭС", то и тут ожидать
показательных порок высшего руководства не стоит. Председатель правления
компании Олег Бударгин — политический тяжеловес. До своего назначения в ФСК
"ЕЭС" он возглавлял ныне ликвидированный Таймырский автономный округ, а также
был заместителем полномочного представителя президента РФ в Сибирском
федеральном округе. Решения о карьере людей такого уровня, разумеется,
принимаются на основании совсем других мотивов, а не потому, что что–то
где-то включилось или выключилось.
Так что если и произойдут какие-то
увольнения, то скорее всего, они коснутся лишь менеджеров среднего звена.
- Кто выиграет от энергоколлапса?
- Самые очевидные
перспективы у поставщиков источников бесперебойного питания. Минэнерго и
администрация Петербурга уже договорились обеспечить аварийное электроснабжение
жизненно важных объектов и структур города. Масштабы этой программы пока не
раскрываются, но уже понятно, что речь будет идти о миллиардах рублей.
Увидев, насколько несовершенна петербургская энергосистема, чиновники скорее
всего откажутся от идеи сэкономить под лозунгом кризиса на модернизации сетей.
Так что проектировщики, поставщики энергооборудования и монтажные компании могут
больше не опасаться за падение выручки.
Кстати, в понедельник акции "ФСК ЕЭС"
резко подскочили - на 3,38% (рынок в целом - +0,03%). ОАО "ТГК-1", работу
которого на субботнем "разборе полетов" похвалил за предотвращение увеличения
масштабов аварии министр энергетики Сергей Шматко, выроввло на 3,29%. Акции
"Ленэнерго" выросли незначительное - +0,29%.
- Будет ли увеличено финансирование городской
энергосистемы?
- Планируемые инвестиции и так очень велики. В 2010
году планируется 75 млрд рублей, а в 2011 - 80 млрд рублей. В разгар кризиса
речь шла даже о сокращении этих программ.
Только за 2010 год на реконструкцию старых и строительство новых объектов
основные владельцы электрических сетей Петербурга потратят 42,8 млрд рублей. ОАО
"Ленэнерго" — 10 млрд, а "МЭС Северо-Запада" (филиал ОАО ФСК "ЕЭС") — 32,8 млрд
рублей.
Всего до 2015 года "Ленэнерго" планирует инвестировать 82 млрд
рублей.
Комитет по энергетике и инженерной инфраструктуре городе сейчас защищает
заложенные им в проекте бюджета-2011 17 млрд рублей на модернизацию систем.
Скорее всего, теперь ни у кого не поднимется рука сокращать эти
требования.