Петербург перешел на левый бензин

Автор фото: Итар-Тасс

Уже каждый пятый литр бензина в Петербурге и Ленобласти продается на нелегальный заправках. Владельцы АЗС утверждают, что, если бы не было оттока клиентов, стоимость бензина и дизеля на их станциях была бы ниже на 50–60 копеек.

По оценке экспертов, оборот серого рынка топлива в
Петербурге и Ленобласти составляет 20 тыс. т топлива в месяц. В денежном
эквиваленте через этот рынок проходит 6 млрд рублей в год.
Годовой оборот официальных заправщиков Петербурга и области
составляет примерно 30 млрд рублей в год. Разница в стоимости топлива на серой и
официальной заправке — 1,5–2 рубля. Если идея отмены транспортного налога и
включение его в стоимость топлива будет воплощена в жизнь, этот разрыв еще
увеличится.
По словам президента Нефтяного клуба Петербурга Олега Ашихмина, из–за
снижения объемов реализации у официальных заправщиков себестоимость отпуска 1 л
повысилась. Участники рынка подтверждают, что, если бы не было оттока клиентов,
стоимость бензина и дизеля на АЗС была бы ниже на 50–60 копеек.
По словам директора по развитию и маркетингу
информационно-аналитического центра "Кортес" Павла Строкова, можно только
посочувствовать тем автомобилистам, которые заправляются на нелегальных
точках.
"Сейчас выпускаются автомобили с высокими требованиями к
качеству топлива. Те, кто заправляется из бочек, рискуют своей машиной", —
предупреждает он.
Однако не все перевозчики согласны со столь категоричным
заявлением. Генеральный директор таксомоторной компании "Такси Автолига" Андрей
Белов говорит, что качество топлива в крупных сетях автозаправочных станций
оставляет желать лучшего.
"Кроме того, там бензин постоянно недоливают. Мы сами не
покупаем топливо с бензовозов, но я разговаривал с представителями других
таксомоторных компаний, утверждающими, что по качеству топлива между цистерной и
сетью нет никакой разницы", — говорит он.
По словам Андрея Белова, часто топливо из цистерны даже
лучше, поскольку маленький частник заинтересован в том, чтобы клиенты вернулись,
а крупным сетям все равно: они большие и совершенно спокойно могут продавать
некачественные продукты, так как альтернативы им практически нет.
Аналитики винят в оттоке корпоративных клиентов
недобросовестных водителей, которые, приезжая на легальную АЗС, собирают чеки, а
сами едут заправляться с бензовоза.
"Некоторые транспортные компании закупают топливо оптом у
нефтеперерабатывающих заводов, ставят у себя заправки для своих автомобилей. Но
при этом они часто продают это топливо и другим компаниям", — рассказывает

Олег Ашихмин.
Как утверждает Олег Ашихмин, в Петербурге и области нет
единой системы управления нелегальным рынком.
"У нас действуют местные умельцы. А продают они либо
ворованный бензин, либо сами производят его из газового конденсата или нефти на
нефтеперерабатывающих мини–заводах, либо просто покупают на этих
мини–НПЗ", — говорит он. Чаще всего такие НПЗ обладают всеми сертификатами,
но из–за желания сэкономить производители закупают некачественное сырье. На
выходе вместо 95–го получается, например, 92–й бензин. Чтобы увеличить октановое
число, они добавляют запрещенные металлосодержащие присадки.
Стоимость мини–НПЗ начинается от 15 млн рублей.
Кстати: в 2009 году в России в топливной сфере было
совершено около 11 тыс. преступлений, в основном касающихся врезки в
магистральную трубу. Одним из основных регионов врезок называют Кавказ.
По данным отечественных СМИ, в прошлом году в России было
украдено 10 млн т топлива. Начиная с 1990–х годов основными очагами врезок в
магистральные нефтепроводы являлись Дагестан и Чеченская республика.
К примеру, в конце 1998 года в Чечне добыча и
транспортировка нефти от скважин к нефтеперерабатывающему заводу была полностью
остановлена из–за хищений, которые за весь 1998 год составили примерно 700 тыс.
т.
В нефтепроводе от нефтяной базы до грозненского НПЗ длиной
1850 м было сделано более 300 врезок. Иными словами, примерно каждые 10 м в
трубе была врезка.