Сегодня в мире зеленые технологии охватывают различные сектора экономики. Многие компании корректируют стратегию своего бизнеса, вкладывают средства во внедрение экологически чистых технологий. Как показывает международный опыт, зеленый бизнес не только социально ответственен, но и экономически выгоден.
Сегодня в мире зеленые технологии охватывают различные
сектора экономики: строительство, IT–технологии, индустрию гостеприимства,
автомобилестроение. Многие компании корректируют стратегию своего бизнеса,
вкладывают средства во внедрение новых, экологически чистых технологий. В
развитых странах гораздо раньше столкнулись с энергетическим кризисом,
проблемами истощения и загрязнения природных ресурсов, избыточным потреблением
товаров и услуг и задумались о будущих поколениях, создав в 1987 году Концепцию
Устойчивого развития.
В России процесс формирования экологичного рынка только
начинается. У нас пока нет ни зеленой культуры, ни мотивации к зеленым
решениям. Потребитель при равной стоимости и качестве скорее предпочтет
туалетную бумагу из целлюлозы, чем из макулатуры, потому что не имеет выбора, не
знает о нем или вообще не задумывается о последствиях своей жизнедеятельности.
При отсутствии покупательного спроса компании видят в зеленом подходе одни
только риски и дополнительные затраты, хотя, как показывает международный опыт,
зеленый бизнес не только экологичен и социально ответственен, но и экономически
выгоден.
"Ягуар" по стоимости "Волги"
Первыми зеленые стандарты пришли в стр
оительство. В мире наиболее известны и
распространены две системы экологической экспертизы объектов недвижимости —
британская BREEAM и американская LEED. Оба стандарта оценивают здания по
широкому спектру категорий: территория под застройку, энергосбережение и влияние
на окружающую среду, водообеспечение, используемые материалы, отходы, создание
благоприятной атмосферы внутри здания и т.д. Оценка идет в два этапа: на стадии
проектирования и готовности объекта. По каждому аспекту проект получает баллы.
Суммарная оценка определяет уровень получаемого рейтинга. Читайте также:
Американский бизнес зеленеет год от года
"Если компания решила строить зеленое здание на уровне
серебряного сертификата LEED или "хорошо" BREEAM, то затраты будут
соответствовать традиционному строительству. Чтобы объект был оценен выше,
необходимы будут инновации, и удорожание составит 10–20%", — говорит Марк
Андея, заместитель генерального директора по развитию "Архитектурной мастерской
Цыцина", исполняющий директор медиаресурса EcoRussia.info.
Но зато эксплуатация таких зданий по сравнению с
традиционными сооружениями более экономически выгодна. Экономия в 15–20%, а в
некоторых случаях до 60% достигается на первичном подключении к сетям и текущих
расходах: электричество, вода, тепло. Высочайшее качество строительства и
максимальный комфорт дают возможность назначить более высокие арендные ставки,
привлечь покупателей и иностранных арендаторов высокого уровня, а значит, и
быстрее окупить проект. Согласно западным исследованиям люди, которые будут
работать внутри таких зданий, более благополучны психологически и физически,
эффективность их работы повышается на 3–15%.
"Руководитель компании, который решит у нас строить объект
по–зеленому, столкнется с сильным противодействием на разных уровнях, и
главное — среди своего коллектива. У людей нет знаний и понимания процесса,
придется перестраивать работу по–новому. Но оно того стоит, компания получит
"Ягуар" по стоимости "Волги", — считает Марк Андея.
В Москве уже три здания строятся по BREEM, в Петербурге
приступают к строительству первого – Бизнес-центра на Обводном, проект которого
разработала "АМЦ" по золотому стандарту LEED. В результате применения "зеленого
подхода" удалось сэкономить деньги инвестора за счет снижения более чем на 40%
потребления тепла и энергоресурсов при эксплуатации, а также за счет экономии
средств на подключении мощностей здания.
"Это было достигнуто благодаря целому комплексу
энергоэффективных и экологически чистых мероприятий в архитектурной,
строительной и инженерно-технической сфере - математическому моделированию
освещенности, использованию естественного света на рабочем месте, датчиков
движения и энергосберегающих источников света с системой управления, что
позволяет расходовать на освещение 12 Вт/м.кв. вместо стандартных 20-30 Вт/м.кв.
Экономия на подключении к электросети и оплате электроэнергии составляет 43%.
Суперсовременные спиральные компрессоры, ночная аккумуляция холода, специальная
пленка на окнах позволили сэкономить на охлаждение и нагреве 47%", - рассказал
генеральный директор "АМЦ" Сергей Цыцин.
Большинство крупнейших мировых строительных компаний
планирует к 2013 году заключать на "зеленые" здания не менее половины всех своих
контрактов. В обозримом будущем традиционное строительство во многих западных
странах станет, вообще, вне закона. Строительным Комитетом Санкт-Петербурга уже
одобрена "Система Концептуальных Рекомендаций" (СКР), разработанная на основе
LEED. Она будет принята в качестве новых дополнительных норм в строительный
кодекс города с обязательным применением в муниципальной бюджетной
застройке.
"Руководитель компании, который решит у нас строить объект
по зеленому, столкнется с сильным противодействием на разных уровнях, и
главное - среди своего коллектива. У людей нет знаний и понимания процесса,
придется перестраивать работу по-новому. Но оно того стоит, компания получит
Ягуар по стоимости Волги", – считает Марк Андея.
Индустрия гостеприимства
Из-за огромного количества отходов гостиничный бизнес и
ивент менеджмент относится к одной из самых загрязняющих индустрий в мире. За
рубежом все большую популярность получают эко-гостиницы. В Швеции их уже более
100, Норвегии – 50, Финляндии – 20. Самый «зеленый» отель в мире - Crowne Plaza
Copenhagen Towers 4* - находится в Копенгагене. Один из фасадов 85 метрового
здания оборудован солнечными батареями. Система охлаждения и нагрева на
грунтовой воде уменьшает энергию, используемую в гостинице для нагревания и
охлаждения, почти на 90%. Внедрение зеленой концепции в сети Hilton,
насчитывающей более 500 отелей, позволяет экономить 10-20% ежегодно.
В Петербурге первые "зеленые" отели могут появиться уже в
этом году. В конце апреля Санкт-Петербургский Экологический союз провел
презентацию проекта «ЭКО-гостиница» в рамках системы добровольной экологической
сертификации "Листок жизни". Это первый в России проект по присвоению
экомаркировки отелям. Основой при разработке Стандарта для сертификации
эко-гостиниц в России послужил скандинавский аналог, который был адаптирован с
учетом национальных российских особенностей.
Экомаркировка "Листок жизни" входит в GEN, Глобальную Сеть
Экомаркировки, объединяющую все ведущие мировые знаки, и поэтому вызывает
доверие. "Звание эко-гостиницы смогут получить те, кто сортирует отходы,
экономит электроэнергию тепло и воду, не использует токсичные моющие средства, а
также приучает своих посетителей заботиться об окружающей среде", - рассказала
руководитель проекта "ЭКО-гостиница" Мария Высоцкая.
По мнению специалистов, в городе есть отели, которые
соответствуют международным экологическим стандартам. Например, в Novotel для
более экономичного использования электричества применяют таймеры, светодатчики и
систему сохранения оптимальной температуры в помещениях летом/зимой, используют
только холодильники с низким потреблением электроэнергии, а в конференц-залах -
дневной свет. Аэраторы Hansgrohe, установленные во всех смесителях, позволяют
экономить 50% воды. Помимо технологий, которые реально снижают водо- и
энергопотребление. некоторые отели, принадлежащие международным сетям, сортируют
мусор. В Sokos Hotel Palace Bridge подсчитали, что это сохраняет им 100 тыс.
рублей ежеквартально.
"Раздельный сбор мусора позволяет экономить, прежде всего,
за счет снижения платы за Негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). В
Петербурге стоимость размещения одной тонны отходов на полигоне по 4 классу
опасности составляет от 500 до 2,5 тыс. рублей в зависимости от наличия проекта
НООЛР. А при селективном сборе часть отходов можно перевести в 5 класс и платить
НВОС уже по 38 руб. за тонну. Для сетевой торговли, складов, отелей - это
весомая часть отходов, у некоторых предприятий плата за НВОС достигает сотен
тысяч рублей в квартал. Если процесс правильно организован, то экономия
получается серьезная, в рознице - до 50%. Плюс выручка от продажи вторичного
сырья переработчикам. Например, стоимость прессованного картона может доходить
до 2 тыс. рублей за тонну, стекла - 1,5. " – поясняет директор компании
мусороперевозчика "Муссон" Илья Бояков.
"Иногда, разрабатывая зеленые корпоративные мероприятия для
зарубежных компаний, мы сталкиваемся с упущенными возможностями российских
отелей, которые не проходят по требованиям экологичности наших клиентов. Пока
таких заказов 2-3%, но их количество будет расти, т.к. Россия постепенно входит
в международное «зеленое» движение", - говорит Татьяна Бакланова, учредитель и
генеральный директор BtG Event Solutions, первого ивент-агентства, внедряющего
«зеленые» технологии в России.
По ее мнению «зеленые» корпоративные мероприятия экономят
деньги клиента, повышают лояльность сотрудников и имидж компании, и при этом
совершенно не требуют компромисса по стилю и уровню ивента. Размер экономии
зависит от формата и может доходить до 10-15%. Это достигается за счет детальной
проработки концепции и ее оптимизации с точки зрения загрязнения окружающей
среды – логистики, управления отходами, отсутствием раздаточных материалов - вся
информация предоставляется по электронной почте или размещается на специальном
сайте, отказа от одноразовой посуды, использованием воды из кулера, предлагаемой
гостям в графинах и т.д.
Человечество стоит на грани экологической катастрофы. Чем
быстрее широкие массы осознают это и начнут действовать – тем больше у нас
шансов сохранить планету для будущих поколений.