Триста вокзалов достались одной компании

Автор фото: "ДП"
Евгений Богданов

Петербургская компания "Фармация", управляющая небольшой сетью "Новая аптека" внезапно стала крупным федеральным игроком, выиграв аукцион РЖД. Другие аптечные сети участвовать в нем не пожелали.

ОАО РЖД подвело итоги первого открытого аукциона среди сетевых компаний по 10-летней аренде коммерческих площадей на 332 железнодорожных вокзалах России, генерирующих 85% общего пассажиропотока. Об этом сообщила пресс-служба РЖД.
Из 13 лотов заявки были поданы только на три, но и те достались единственным претендентам без торгов. Так, лоты "Вендинговые аппараты" и "Платежные терминалы" взяла себе компания "Ювенко МС" (бренд Uvenco, крупнейший российский оператор автоматизированной торговли). Она установит на вокзалах не менее 856 аппаратов и 616 терминалов. Сумму контрактов в РЖД не назвали.
У Uvenco уже есть опыт работы с РЖД – в прошлом году компания установила 57 автоматов на Курском вокзале в Москве в рамках пилотного проекта по реконструкции этого вокзала. Генеральный директор Uvenco сегодня отказался комментировать победу в аукционе.
Размещением аптек на вокзалах займется ОАО "Фармация". Компания входит в холдинг "Феникс-Групп", основанный Яковом Ерошевским, и управляет сетями "Новая аптека" (14 точек) и одним супермаркетом "Здравница". Теперь на общей площади около 3,3 тыс. м2 компания сможет разместить не менее 120 аптек.
Сума контракта составила 29 млн рублей, рассказал dp.ru генеральный директор "Фармации" Евгений Богданов. По его словам, 100 – 120 аптек компания откроет в течение ближайших двух лет, однако на этом не остановится, так имеет теперь статус партнера РЖД. "Теоретически на каждом вокзале требуется аптечный пункт", - говорит Евгений Богданов.
Евгений Богданов Евгений БогдановАптеки на вокзалах будут развиваться под брендом "100 дорог", сообщил он. В проект будет инвестировано 200 млн рублей. Новый федеральный игрок создается в тот момент, когда большинство аптечных сетей закрывают нерентабельные точки, а ряд лидеров рынка испытывают финансовые трудности.
Именно из-за этого не нашлось желающих участвовать в аукционе РЖД, считает директор по маркетинговым исследованиям компании "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов. Кроме того, "объединить очень разрозненные между собой аптечные точки крайне сложно", - говорит он.
"Вокзал – место достаточно привлекательное из-за своей проходимости", - отмечает генеральный директор сети "Первая помощь" Виталий Власов. Однако для его компании участие в конкурсе "не вписывалось в бюджет и не соответствовало концепции развития".
"Если бы РЖД выставили каждую точку отдельно – это было бы более интересно и для сетей и более выгодно для РЖД", - считает генеральный директор DSM Group Александр Кузин.
Объем фармацевтического рынка России составил в первом полугодии 2009 года, по данным DSM, 268 млрд рублей, что на 22% больше аналогичного показателя прошлого года. По итогам года DSM прогнозирует объем в 553 млрд рублей.
Несостоявшиеся лоты по размещению салонов сотовой связи, киосков видеопродукции и других объектов будут выставлены на торги повторно, пояснили в пресс-службе РЖД. Кроме того, сейчас объявлены открытые конкурсы по сегментам "Трансферные услуги" и "Услуги такси". А в 4 квартале 2009 года РЖД собирается провести аукционы по размещению на вокзалах предприятий общепита, розничной торговли и финансовых услуг.
Только за один год через вокзалы РЖД проходит более 1 млрд пассажиров.