Утвержденную Путиным Стратегию-2020 не реально выполнить. И дело не в экономическом кризисе. Главные мешающие факторы - гипервысокий уровень монополизма и коррупции.
К такому выводу пришли участники международной конференции,
которую проводит в Москве Высшая школа экономики, пишет Независимая газета.
Ключевым элементом Стратегии-2020 является обещание быстрого роста душевого
валового внутреннего продукта (ВВП) в ближайшие 12–13 лет. "Обобщающий
показатель уровня жизни – ВВП на душу населения по паритету покупательной
способности – увеличится с $13,9 тыс до более чем $30 тыс в 2020 году", –
отмечается в официальной Концепции долгосрочного социально-экономического
развития РФ.
Однако у независимых экономистов такой прирост душевого ВВП
вызывает большие сомнения. Так, на увеличение душевого ВВП с $14 тыс до
$30 тыс. США потратили 35 лет, Япония – 27 лет, Канада – 28 лет, а
Великобритания – около 24 лет. Такие сопоставления приведены в докладе партнеров
крупнейшей консалтинговой компании McKinsey Виталия Клинцова и Ирины Швакман.
Главным мотором Стратегии-2020, по замыслам правительства,
должен стать рост государственных и частных инвестиций.
Читайте также:
Количество госпрограмм Петербурга сократят со 110 до 17
Однако экономисты уверены, что из-за высокого уровня
коррупции эффективность этих инвестиций будет крайне низкой. Уже сегодня, по
данным McKinsey, стоимость строительства дорог, электростанций или торговых
складов в России значительно превышает расценки стран ЕС.
Так, расходы на строительство квадратного метра оптового
торгового центра в Москве достигли 945 евро, тогда как в Париже стоимость
квадратного метра торгового центра составляет около 275 евро, в Риме – 380, а в
Лондоне – 626 евро. Похожая ситуация сложилась и в электроэнергетике. Суммарные
расходы на строительство угольной ТЭС в России достигли $2500 на каждый
киловатт установленной мощности. В странах ЕС цена киловатта на угольной
электростанции не превышает $1800, а в Китае – $720.
"Но самое вопиющее различие отмечено в сфере дорожного
строительства. Один километр автодороги высшей категории в Евросоюзе стоит от $2
до 5 млн, тогда как в России такая же дорога обходится в $10–15 млн, то есть в
три или в пять раз больше, чем в Европе", – отмечает научный руководитель ВШЭ
Евгений Ясин.
Подрывает правительственные планы и предстоящее сокращение
числа занятых в экономике. Из-за демографического спада численность населения в
трудоспособном возрасте в период с 2006 по 2017 год сократится, по словам Ясина,
на 9,7 млн. человек. Это ограничит возможности для роста ВВП.
Среднегодовой прирост ВВП в России за последнее десятилетие
составил около 7,3% в год. Однако даже после полного преодоления кризиса Россия,
по оценке Ясина, уже не сможет восстановить такой высокий рост, если
производительность труда будет увеличиваться прежними темпами. "Максимум
ожидаемого роста ВВП при прежних темпах роста производительности – это 4,1% в
год", – считает научный руководитель ВШЭ. Среднегодовые темпы прироста
производительности труда в России за 2000–2006 годы составили 5,24%, что выше,
чем в Южной Корее (3,17%), Турции (4,24%) и ЮАР (3,23%). Однако в Стратегии-2020
предполагается среднегодовой темп роста производительности труда в 7%, что при
нынешнем уровне монополизма и коррупции экономисты считают почти нереальным.
Между тем, по данным партнеров McKinsey, производительность
труда в России в ключевых отраслях остается в несколько раз ниже, чем в развитых
странах. Так, в российской электроэнергетике она составляет лишь 15% от
показателя США. В сталелитейной промышленности России производительность труда
почти в четыре раза ниже, чем в США. В жилищном строительстве и розничной
торговле достигает лишь 21% и 36% от американского уровня. При этом в условиях
монополизации рынков стимулы для повышения производительности труда в России
явно невелики.