Кризисные истории: как решила проблемы AST Computer

Автор фото: weller.to

В свое время имя компьютерной фирмы AST Computer гремело и в США, и в Европе. Но кризисы, даже ожидаемые, всегда приходят вдруг.

Рынок компьютеров конца 1980-х не блистал ежедневными инновациями, совсем недавно архитектура X86 стала негласным стандартом, альтернативные варианты почили в бозе, казалось, работай и работай.
Чем и занималась фирма AST Computer, созданная, как многие компьютерные компании тех времен, "в гараже силами студиозусов". Основную ставку она делала на принцип: больше опций по меньшей цене.
Кого-то стабильность расхолаживает, в ком-то будит амбиции, подчас необоснованные. Ко вторым относились основатели компании - Альберт Вонг, Сафи Кьюреши и Томас Йен (имена которых и дали аббревиатуру AST).
В 1988 году было решено, что нужен прорыв. Компания разрабатывает свою операционную систему на базе OS/2 и выпускает семь новых моделей компьютеров. Это сопровождается массированной рекламной кампанией стоимостью $ 12 млн.
Компания становится третьей на рынке США, уступая только IBM и Compaq. Но это был успех калифа на час. В 1989 году AST настигает удар, которого не ждали: корпорация IBM выпускает i486-процессор, и все складские запасы и прошлые наработки AST становятся мусором. Один из новоявленных лидеров индустрии рапортует об убытках в $ 8 млн за квартал.
Решение, как выйти из кризиса, было неожиданным. Компания обращает свои взоры на второй после США рынок - Японию. Он во многом был закрыт для посторонних в силу того, что там развивалась альтернативная компьютерная архитектура, основным адептом которой являлась корпорация NEC со своим PC 9801. Чтобы минимизировать риски на новом рынке, AST создает компьютер, который совместим с обеими платформами - Кризисные истории: как решила проблемы AST ComputerКризисные истории: как решила проблемы AST ComputerDual SX/16.
Для облегчения проникновения на новый рынок компания заключает соглашения с рядом японских компаний и начинает продвигать свое детище под именами давно известных и привычных брендов.
Параллельно компания начинает сбыт на рынки развивающихся стран (в этом списке был и СССР), выручка направляется на стратегические цели - возврат доли рынка в США. Новая идея, резкие финансовые успехи (продажи в 1991 г. уже приближаются к $1 млрд) не остаются без внимания. Стоимость компании только за год возрастает на 260%. Уроки 1989 году не прошли бесследно: к выпуску следующего процессора, Intel 486 SX в 1991 году, компания уже готова, а влияние ее на рынок возрастает настолько, что снижать цены вынуждены Compaq и IBM. В 1991 году 65% корпораций из списка Fortune500 были клиентами именно AST.
Виктор Тамберг