Nissan восстал из мертвых

В конце 1990-х годов кризис в компании Nissan достиг апогея. Без горьких пилюль изменений было не обойтись, зато они быстро поставили умирающего на ноги.

Карлос Гон, известный как "убийца затрат", признан самым успешным и высокооплачиваемым менеджером Европы. Ему даже присвоен рыцарский титул. Но славен он не только жестокими сокращениями. Одно из его феноменальных достижений - спасение Nissan Motor. В 1999 году, когда произошло слияние Renault и Nissan, японская компания представляла собой жалкое зрелище.
Ее рыночная доля неуклонно падала на протяжении последних 27 лет! Текущая задолженность приближалась к 20 млрд евро. Царила неразбериха с отчетностью, в системе управления был хаос. Все "антикризисные" меры состояли в экономии на канцелярии и уборщицах. Взору Карлоса Гона предстала ужасная картина: никто не занимался анализом потребительских предпочтений, в итоге, несмотря на традиционно высокий уровень качества, потребитель не интересовался Nissan.
Бюрократический аппарат работал медленно и неэффективно, взаимодействие отделов шло с черепашьей скоростью. После этих открытий Гон заявляет о том, что срок вывода Nissan из затяжного кризиса - 3 года. Он закрывает пять заводов в Японии, увольняет 14% всего персонала - в основном управленческого.
Шок настолько сильный, что некоторые работники кончают жизнь самоубийством. По Японии прокатывается волна протестов. Гон избавляется от непрофильных активов, продав производство запчастей. Отменяется традиционный для Японии пожизненный наем работников и карьерный рост за выслугу лет. Еще одной горькой пилюлей, которую пришлось проглотить японцам, становится заявление Гона о том, что большинство моделей должны быть сняты с конвейера.
Карлос Гон Карлос Гон
Отдел дизайна переподчиняется напрямую директору. Проводится тотальная реорганизация системы управления: создается девять групп, отвечающих за различные направления деятельности: сбыт, маркетинг, закупки и т.п. Тридцать руководителей Nissan едут во Францию, в компанию Renault, перенимать опыт. Равное количество французских специалистов едет в Японию.
Реорганизовывается управление финансами, сокращаются логистические затраты, вдвое снижается количество поставщиков комплектующих. Меняется все. Из этого рождается образ нового Nissan: инновационной, смелой и качественной марки. Трехлетний план возрождения оказывается выполненным уже к концу 2000 г. Далее был беспрецедентный рост показателей и слава самой динамично развивающейся компании в автомобильном бизнесе.

Кстати:
Свое прозвище Карлос Гон получил с подачи французской прессы, когда в 1996 г. закрыл завод Renault в Бельгии, спровоцировав забастовку по всей Европе.
Виктор Тамберг